Молчание холстов

Александр ПАНОВ

18.10.2013

В московском музее современного искусства на Петровке проходит ретроспектива Игоря Вулоха (1938–2012), одного из самых тонких и поэтичных живописцев поколения «нонконформистов», не боровшихся ни с кем, кроме себя самого.

Куратор выставки, действительный член Российской академии художеств, искусствовед Андрей Толстой в своей статье в любовно изданном каталоге вспоминает слова художника. «К своему поколению отношусь выборочно и независимо от ярлыка. Общепринятые категории для меня значения не имеют», — говорит Вулох, презирая тавро вроде «нонконформист», «беспредметник», «авангардист». Конечно, он был и тем, и сем. И пятым, и десятым. Описывать его искусство можно и с точки зрения политического противостояния кондовому соцреализму (что примитивно и глупо), и с точки зрения разговора с самим собой на потаенном языке, слышимом немногими (и тут речь тоже не нужна).

Вулох дружил с самым загадочным и молчаливым российским поэтом Геннадием Айги  и шведским нобелевским лауреатом Тумасом Транстрёмером. Они находили в его абстракциях невесомый и несказуемый смысл.

Перед вами «Окно», «Стена», «Интерьер», «Весна», «Зима», «Лето». Что может быть проще? Но они чисты, как зимний снег. Стерильный итог работы духа и сознания.