Разворот на Восток

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

17.07.2015

В Государственном музее Востока — экспозиция художника и иллюстратора Мая Митурича-Хлебникова «Путешествия на Восток». Она посвящена ориентальной теме, определившей его творчество: не только образы, но и стиль, напоминающий искусство японской каллиграфии.

Выставка этого мастера, автора знаменитых иллюстраций к «Маугли» — всегда событие. Его работы — лаконичные, нарисованные легко и свободно, будто набело, но при этом тщательно продуманные — невозможно спутать с творениями других авторов. Подобно легендарным иллюстраторам 1920-х, Митурич-Хлебников относился к книжному оформлению как к искусству, обращая внимание на малейшие детали.

В биографии графика хватает экзотических деталей. Скажем, необычное имя Май он получил в честь месяца, в котором появился на свет. А его дядей был поэт-футурист Велимир Хлебников. В семье существовал культ искусства: родители Мая Петровича были художниками и бережно собирали его детские рисунки. В 1942‑м будущий мастер добровольцем отправился на фронт. После войны, в 1948-м, поступил в Московский полиграфический институт, который окончил в 1953 году.

Став успешным иллюстратором, Митурич-Хлебников не сидел на месте — его тянуло на Восток: Тува, Алтай, Бурятия, Памир, Гималаи, Япония… В последней стране мастера особенно полюбили: в 2005 году даже наградили орденом Восходящего Солнца. Трудно сказать, что послужило причиной популярности: почти каллиграфическая точность линий или же японцы, воспринимавшие его прежде всего как русского художника (на чем настаивал сам Май Петрович), оказались просто чутки к прекрасному.

На выставке можно увидеть множество рисунков с натуры: мастер привозил их пачками из командировок. В основном это нежные полупрозрачные акварели — Гималаи, Осетия, Страна восходящего солнца. Есть работы, выполненные тушью: изящные японские пейзажи, а также портреты — например, юноши-аджарца (1989). Представлен и более «канонический» Митурич-Хлебников: иллюстрации к «Маугли», рассказам Геннадия Снегирева, а также стилистически близкие им автолитографии — пример безупречного вкуса и ювелирного исполнения. А на сладкое — оцифрованные наброски из альбомов художника, сделанные, казалось бы, на скорую руку: маленькие шедевры, свидетельства большого таланта.