Очарованный мастер

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.06.2015

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Сергей Тимофеевич Конёнков. Скульптура XX века». Художник, которого еще при жизни называли «русским Роденом», в наши дни оказался незаслуженно забыт. Прошлогодний юбилей, а в 2014-м исполнилось 140 лет со дня рождения мастера, прошел почти незамеченным. Между тем Конёнков — один из самобытнейших скульпторов XX века, в произведениях которого ощущается влияние не только импрессионизма и античности, но и «почвы» — русского фольклора.

Нынешняя выставка небольшая: всего два зала. Здесь представлено 30 работ раннего периода: 1897–1919 годов. Художник прожил 97 лет, часть из которых провел за границей: в 1923-м отправился на выставку в США и задержался на 22 года. По слухам, его вторая жена, красавица Маргарита Воронцова, работала на советскую разведку. В СССР Конёнковы вернулись лишь в 45-м — на пароходе, выделенном по личному распоряжению Сталина.

Пребывание в Штатах практически не отразилось на творчестве скульптора: он жил в своем мире. Был мистиком, мечтателем, увлекался теософией. Величайшим гением, по-видимому, считал Паганини, портреты которого делал не раз. На выставке можно увидеть один из них (1906) — нервную, экспрессивную работу. Другая скульптура на музыкальную тему — мраморная голова Баха (1910), напоминающая Медузу Горгону на полотне Караваджо.

Кроме того, Конёнков высоко ценил античность и нередко изображал обнаженное женское тело. Не меньше его интересовала славянская мифология: здесь уместнее сравнить Сергея Тимофеевича не с Роденом, а с чешским художником Альфонсом Мухой, автором грандиозной «Славянской эпопеи» — серии из двадцати полотен. Произведения скульптора, конечно, более камерны, но также погружены в фольклор. В экспозиции есть добрый старичок-полевичок (1910), неказистый лесовик (1909)... Еще одна любопытная работа — мраморный портрет девушки славянского фенотипа. Судя по названию «Нике» (1906), Конёнков создал ее для греческой скульптуры Ники Самофракийской, обезглавленной временем. Некоторые вещи выполнены из дерева — любимого материала Сергея Тимофеевича. Как, например, знаменитое панно «Пиршество» (1910) с вакхическими мотивами или кресла: одно напоминающее гигантский цветок, другое — лебедя с длинной шеей. Каждое из них — воплощение невероятной фантазии, полет которой не мог ограничить никто, даже сам Конёнков.