Все оттенки ностальгии

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.05.2015

В Государственной Третьяковской галерее — выставка картин с трагической судьбой. Работы, вошедшие в экспозицию «Сохранить для России», создавались художниками, после революции оказавшимися вдали от Отечества. Во время Второй мировой большую часть полотен уничтожили фашисты. И лишь около ста из них в 1948–1949 годах были отправлены в СССР — на родину авторов.

Огромную роль в спасении сыграл последний секретарь Льва Толстого Валентин Булгаков. Уехавший из России в 1923-м и вернувшийся спустя лишь четверть века, он инициировал создание Русского культурно-исторического музея в Праге (открылся в 1935 году) и обратился с просьбой к художникам-эмигрантам пожертвовать часть работ. Так сформировалась коллекция русского зарубежья — примерно 400 картин ста авторов: Зинаиды Серебряковой, Александра Бенуа, Николая Рериха, Натальи Гончаровой... Во время Второй мировой Булгаков попал в немецкий концлагерь. А после освобождения пытался спасти серьезно пострадавшую коллекцию музея. Все, что удалось  сохранить, в 1948–1949 годах было передано СССР и в основном досталось Третьяковке. И вот теперь у зрителей есть возможность полюбоваться на спасенные Булгаковым картины.

А заодно убедиться, что сделал он немало. На выставке — великолепный пастельный портрет бретонки (1934), выполненный Зинаидой Серебряковой. Сочные, яркие, декоративные тибетские пейзажи Рериха. Изящные парижские виды Александра Бенуа. Некоторые художники создавали ностальгические работы — как например, Арнольд Лаховский, изобразивший зимний Псков (после 1925-го). Другие — увлекались открывшейся перед ними экзотикой, как Борис Григорьев, путешествовавший по Латинской Америке («В тропиках», 1936). Однако внутренне все они оставались связаны с далекой Родиной. И лишь благодаря Булгакову смогли вернуться — пусть и опосредованно, с помощью картин — домой.