Лосев грядущих поколений

Сергей ГРОМОВ

21.09.2018

125 лет назад, 22 сентября 1893-го, в семье донского казака, дворянина, родился Алексей Лосев, выдающийся русский мыслитель, историк, филолог, культуролог, писатель.

1 декабря 2016-го, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, одно из философско-публицистических произведений Алексея Федоровича процитировал Владимир Путин: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины все это — свое, неотъемлемое, родное».

Текст написан в самое тяжелое для России время, в начале Великой Отечественной войны. В нем, в частности, есть и такие слова: «Родина требует жертвы. Сама жизнь Родины — это и есть вечная жертва». Если не представлять хотя бы в общих чертах, каким был жизненный путь Лосева, этот пафос может показаться слишком высоким, изначально ориентированным на массового читателя. Но в том-то и дело, что широкой аудитории у философа тогда не было, его труды нигде не публиковались. Писал он для себя, немногих близких людей и... грядущих поколений.

В сентябре 1942-го он, бывший «злостный» ниспровергатель марксизма и заключенный ГУЛАГа, наконец-то получил соответствующую его квалификации и таланту работу — на философском факультете МГУ, — и даже был утвержден в степени доктора наук. Однако в главном университете страны долго не задержался. Что неудивительно: рекомендовать советским студентам в качестве учебных пособий произведения Ивана Ильина, Николая Лосского и других «белоэмигрантов» — поведение для той поры неслыханное.

Из богатого наследия Алексея Федоровича сегодня издано практически все — от давно ставших научной классикой исследований античности и Ренессанса до «чистой философии», от трудов по эстетике до работ, посвященных формальным и естественным наукам.

У современных интеллектуалов особой популярностью пользуется учрежденная в конце XX века Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Она расположена в Москве, на Арбате, там, где писатель прожил почти полвека.