Золотой Кольцов России

Сергей ГРОМОВ

07.06.2018

120 лет назад, 12 июня 1898 года, в семье мелкого киевского ремесленника Ефима Фридлянда родился будущий советский журналист номер один Михаил Кольцов. Из-под его пера вышло бессчетное множество публикаций (передовиц, фельетонов, очерков, интервью). Но мало того: самые популярные в СССР периодические издания — «Крокодил» и «Огонек», «За рулем» и «За рубежом», «Советское фото» и «Женский журнал» — именно ему были обязаны или своим появлением на свет, или колоссальными тиражами. Фельетон Кольцова появился в первом номере газеты «Рабочий и искусство» (с 1991 года — «Культура») под заголовком «Мрачные предчувствия».

В наши дни практически ничего из когда-либо им написанного, даже знаменитый «Испанский дневник», не переиздается, и это небрежение выглядит странно. Сочинения Кольцова художественными шедеврами, может быть, и не являются, но представляют собой поистине бесценный материал для изучения жизни страны в первые десятилетия XX века. Удивительно, что об этом легендарном журналисте не появилось до сих пор ни одного хорошего авантюрного (а то и мистического, в булгаковском духе) романа. В судьбе Михаила Ефимовича было невероятное количество знаковых, по-настоящему важных для истории моментов: от интервью, которое Александр Керенский дал ему, начинающему репортеру, до близкого общения в Испании с Эрнестом Хемингуэем; от украинских зарисовок периода немецкой оккупации 1918 года до последнего выступления Кольцова с высокой трибуны, когда он объяснял товарищам по ремеслу, чем замечателен «Краткий курс истории ВКП(б)».

После той лекции его арестовали, и с тех пор вокруг фигуры Кольцова не рассеивается туман невероятных версий, порожденных вопросами: «За что репрессировали?», «Зачем его брата, художника-карикатуриста Бориса Ефимова, не просто держали в неведении относительно участи Кольцова, но и многократно на сей счет мистифицировали?» Наверняка где-то есть ответы на все эти вопросы.


Фото на анонсе: РИА Новости