Ма«Я!»ковский

Сергей ГРОМОВ

11.05.2018

105 лет назад, в мае 1913 года, увидела свет первая книга стихов Владимира Маяковского «Я!». В сборнике, тираж которого составил всего три сотни экземпляров, были опубликованы четыре стихотворения, в которых можно найти все, за что Маяковского полюбила читающая публика. Автор умеет быть обаятельным эгоистом, умным экспериментатором, не забывает раздавать «пощечины общественному вкусу» и, конечно, в любую минуту готов превратиться в нежное, широкоштанное облако. Дебютную книгу поэта украсили рисунки Василия Чекрыгина и Льва Жегина. Все стихи сборника вошли несколько позже в коллективное издание «Дохлая луна», а впоследствии стали классикой русской литературы.

Вот что рассказывал двадцатилетний Маяковский о двух самых дорогих для него женщинах, жене и матери: «Морей неведомых далеким пляжем / идет луна — / жена моя. / Моя любовница рыжеволосая»; «У меня есть мама на васильковых обоях. / А я гуляю в пестрых павах, / вихрастые ромашки, шагом меряя, мучу... / А у мамы больной / пробегают народа шорохи / от кровати до угла пустого. / Мама знает — / это мысли сумасшедшей ворохи / вылезают из-за крыш завода Шустова». Кстати, упоминался там еще один родственник, к нему стихотворец обращается с мольбой: «Солнце! / Отец мой! / Сжалься хоть ты и не мучай! / Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней. / Это душа моя / клочьями порванной тучи...»

А о себе самом автор писал: «Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека!» Маяковский до конца жизни остался признанным, обласканным, любимым, громогласным и не находящим собеседников по росту. «Я!» — первая исповедь «агитатора, горлана, главаря», из которой многое в его судьбе становится куда понятнее. «Иду/ один рыдать, / что перекрестком / ра´спяты городовые» — так начинает свой путь в литературе поэт, сумевший наступить «на горло собственной песне». Она, впрочем, звучит до сих пор — Маяковского в России читают и помнят.