Голос жизни

Сергей ГРОМОВ

04.08.2017

75 лет назад, 9 августа 1942-го, в осажденном Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — событие, по своей символической мощи сравнимое с ноябрьским парадом сорок первого в Москве. 

Перед тем как в Большом зале филармонии собрались оркестранты и зрители, Красная армия провела молниеносную спецоперацию «Шквал», чтобы подавить нацеленную на городские кварталы артиллерию и предотвратить вражеские авианалеты. За прошедший блокадный год ленинградцы прошли через нечеловеческие испытания, к началу репетиций в городе остались лишь 15 музыкантов симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга: остальные не выжили либо были эвакуированы — для восполнения численности пришлось отозвать инструменталистов с фронта и Большой земли. Когда в концертном зале и на улицах непокоренного Ленинграда через репродукторы зазвучала музыка, люди были потрясены, испытали чувства, вряд ли ведомые послевоенным поколениям. Внимали произведению и бойцы на передовой, и изумленные враги, многие из которых полагали, что окруженная Северная столица мертва. Симфония Шостаковича стала голосом жизни, преодоления, веры и единения перед лицом огромной беды. В филармонии рядом сидели и истощенные ценители прекрасного, которые точно знали, насколько технически безупречно сделано то, что они слышат, и обычные солдаты, умеющие взять аккорд на трехрядке, и бойцы ПВО, которые мало что понимали в сложностях оркестровки. Все эти различия тогда не имели никакого значения. 

Музыка — материя более тонкая, чем литература или кино, и потому всегда сложно говорить о ее злободневности. Но Седьмая симфония Шостаковича звучит и сегодня. Ее исполняют, слушают, к ней возвращаются композиторы. На YouTube ролики с фрагментами великого произведения — без всякой рекламы и раскрутки — собирают сотни тысяч просмотров.