Русские жрицы Каллиопы

Сергей ГРОМОВ

23.06.2017

16лет назад, 29 июня 1857 года, родилась Екатерина Максимова (до замужества — Сенская), первая женщина, получившая право преподавать философию в отечественном вузе. Этим учебным заведением стали Высшие женские курсы, а вести занятия — по логике и психологии — Екатерина Ивановна начала в 1897-м. Она уже была хорошо известна как автор нескольких собственных сочинений. Заслуживает внимания и ее перевод «Истории древней философии» Вильгельма Виндельбанда. Кроме того, Максимова познакомила тогдашнего читателя с такими трудами, как «Аффективная память», «Введение в экспериментальную психологию», «Внушение и восприятие», «Страдание с биологической точки зрения». Как видим, именно тогда умами просвещенной публики овладевал психоанализ. 

Значительную часть заработанного Максимова тратила на покупку философских изданий, пополняя и без того на редкость богатую библиотеку Курсов. Примечательно, что в июне 1857-го в России родилась еще одна женщина-мыслитель — Мария Безобразова. Она первой среди соотечественниц стала доктором философии, защитив диссертацию в Бернском университете в 1891 году. По возвращении на родину Мария Владимировна выступала с лекциями в обеих столицах, а в 1897-м стала инициатором создания знаменитого Философского общества при Петербургском университете. 

То, что обе интеллектуалки — ровесницы, едва ли случайно. Речь идет о тенденции. Женская эмансипация в России началась задолго до XX века, только проходила она эволюционно. Вслед за Максимовой и Безобразовой по стезе философского познания жизни шли такие талантливые ученые, как Лу Саломе и Варвара Половцова, Зинаида Столица... Имен многих умнейших дам того периода мы, увы, не знаем. Но общую картину эпохи представить можем. 

Россия, не отставая от крупнейших держав Европы, не просто обсуждала «женский вопрос», но предоставляла жаждущим знания барышням, которые потом вырастали в философов и поэтов, все больше возможностей. Впрочем, печь пироги, смотреть за детьми и выбирать фасон шляпок не возбранялось. Каждая выбирала свою дорогу. Как например, немка, но не чуждая нам Клара Цеткин, которая родилась через шесть дней после Кати Сенской.