Владимир Малышев: «Трудовую деятельность Тарковский начал коллектором»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

23.01.2018

ВГИК готовится встретить 100-летний юбилей. История старейшей киношколы мира — ​само по себе увлекательнейшее повествование. Здесь учились тысячи студентов, многие стали легендами, их имена вошли в учебники и энциклопедии, а жизнь и творчество изучено до мелочей. Но и по сей день случаются удивительные открытия. Некоторыми находками с «Культурой» поделился ректор института Владимир Малышев:

— Все началось со странички из личного дела студента Тарковского: «Меня сильно увлек кинематограф, а главное — ​люди нашей страны, ее природа и жизнь. Поэтому я отказался от продолжения учебы в Институте востоковедения и в мае 1953 года поступил сотрудником на работу в научно-исследовательскую экспедицию института «Нигризолото» и уехал в Туруханский край. Год я работал в экспедиции, в тайге, прошел пешком сотни километров. Экспедиции я обязан многими интересными впечатлениями. Встречи с людьми — ​геологами, рабочими. Здесь я узнал трудную, но благородную работу геологов, геоморфологов, геофизиков. Все это укрепило меня в желании стать кинорежиссером… Помимо коллекторской работы, я вел альбом зарисовок сибирских пейзажей, который находится сейчас в архиве «Нигризолото», — ​скупо сообщал о себе абитуриент в автобиографии, написанной им для поступления во ВГИК.

Малоизученный эпизод жизни будущего классика заинтересовал Владимира Малышева, и он — ​наудачу — ​обратился в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ). Вдруг что-то там сохранилось?..

— Слова несут в себе отпечаток времени, — ​размышляет Малышев, — в них отражаются его внешние приметы и потаенные смыслы. Например, сегодня у всех на слуху слово «коллектор» — ​«человек, обеспечивающий сбор и возврат долгов», а проще — ​вышибала денег из нерадивых заемщиков, субъект, общение с которым не сулит ничего приятного. Достаточно вспомнить недавнюю ленту «Коллектор» с Константином Хабенским в заглавной роли. Но в СССР середины ХХ века в таком значении это слово почти не употреблялось. В эпоху открытия великих месторождений и дальних экспедиций коллектором именовался сборщик коллекций минералов и горных пород в геологической партии, человек, который с равным успехом мог владеть и киркой, и карандашом — ​делая зарисовки для минералогических альбомов.

Именно в этом качестве начал свою трудовую деятельность Андрей Тарковский, великий режиссер, чье творчество стало синонимом духовных поисков и собирания коллекций неразменных ценностей.

Первый ответ ЦНИГРИ меня разочаровал. Директор утверждал, что все документы тех лет сгорели при пожаре. Но, пообщавшись с хранительницами, заместитель Федерального агентства по недропользованию Сергей Аксенов подтвердил наличие экспедиционных отчетов и четырех фотоснимков рисунков будущего режиссера. Правда, отыскать их оказалось непросто. Работниц архива выручила река Курейка — ​сотрудницы ЦНИГРИ подняли соответствующий отчет. В этой папке и обнаружились снимки рисунков старшего коллектора Люмоканской партии Андрея Тарковского. Не откладывая, я помчался в архив и убедился: это именно то, что мы искали. Мне разрешили их сфотографировать и выдали копии приказов о зачислении Андрея Тарковского в геологическую партию. Рисунки представляют несомненную художественную ценность (с седьмого класса Андрей Арсеньевич обучался в художественной школе имени 1905 года, где ему крепко поставили руку). Поверьте, такого Тарковского вы еще не видели…

Просматривая «личные дела» выдающихся выпускников, я пришел к мысли, что это открытие — ​не последнее. Немногим известно, например, что перед поступлением во ВГИК Шукшин несколько месяцев работал на стройке пешеходного моста подмосковной станции Голицыно… Но наши «личные дела» ценны не только как артефакты, но и как живые свидетельства. Вот, например, письмо из села Сростки: «21 ноября мы посмотрели фильм «Золотой эшелон». Главную роль в нем исполняет наш земляк Василий Шукшин. Василия мы все хорошо знаем и рады за своего земляка, нам понравилось, как он исполняет роль комиссара и не подводит своих земляков. Также спасибо всему учительскому коллективу за то, что сумели его воспитать. Заведующая магазином Хвастунова, товаровед Байкалова»… Возможно, не случайно Василий Макарович подарил фамилию сросткинского товароведа прокудинской невесте из «Калины красной».

Есть интересная характеристика Никиты Михалкова, подписанная Георгием Данелией. Эмиль Лотяну, не боясь показаться пафосным, настаивал: «Главная цель моего поступления на режиссерский факультет — ​показать всему миру красоту нашего народа и маленькой страны!» Скромнее выглядит будущий студент Сокуров, до поступления во ВГИК успевший снять несколько документальных лент для Горьковского телевидения. Кроме характеристик и автобиографий, в «личных делах» сохранились вступительные сочинения абитуриентов, справки о студийной практике и другие интересные документы — ​любопытные штрихи к творческим портретам наших выпускников. Думаю, они достойны издания в формате юбилейного альбома… К столетию вуза мы подготовим фотовыставки, посвященные знаменитым вгиковцам, одним из экспонатов которых станут наши находки — ​снимки туруханских рисунков коллектора Тарковского.