22.05.2015
Тем не менее, чем ближе 24 мая, тем больше людей, особенно школьников и студентов, открывают интернет в поисках информации о писателе-юбиляре. Наверняка заходят и на посвященную ему страницу в открытой энциклопедии «Википедия». И там — из недавно обновленного текста — узнают, что Михаил Шолохов, оказывается, брал взятки, скрывался от правосудия, в годы войны ни разу не бывал на передовой, да вдобавок женился по расчету... «Культура» встретилась с внуком нобелевского лауреата, директором Государственного музея-заповедника М. Шолохова Александром Михайловичем Шолоховым и побеседовала с ним о переписывании истории и о попытках добиться справедливости.
культура: Когда Вы узнали об изменении статьи в «Википедии»?
Шолохов: Несколько дней назад: звонит старший сын, который работает юристом в IT-сфере, и говорит: «А ты давно заглядывал на страницу в «Вики»?» Я открыл и был поражен. Текст оказался полностью переписан: он кардинально отличается от того, что я видел пару месяцев назад.
культура: В чем, например?
Шолохов: Начиная с места рождения. Якобы, по некоторым данным, Михаил Шолохов появился на свет вовсе не в хуторе Кружилинском, а в Рязани. Кстати, рядом пометка: «Источник не указан 65 дней», а дальше даже и такого признания не делается. Лично я в первый раз слышу о такой версии. Существует оригинал церковной метрики, где зафиксировано место рождения Михаила Александровича. Впрочем, в каждой лжи есть доля правды. Действительно, Шолоховы были выходцами из города Зарайска Рязанской губернии — но они переехали задолго до рождения деда.
культура: Иначе говоря, его хотят представить чужаком на Дону. А еще что?
Шолохов: Интересно расставлены акценты. Вот, например, следующий пассаж: с приходом немецких войск в город Богучар Воронежской губернии Михаил бросил учебу и уехал на хутор домой. Звучит странновато, особенно учитывая, что на момент начала Первой мировой деду было всего девять лет, и такие решения самостоятельно он, безусловно, принимать не мог. Здесь снова полуправда — действительно, когда ситуация в стране стала ухудшаться, родители забрали его домой.
культура: Следующий абзац тоже интригует: якобы Шолохов участвовал в продразверстке.
Шолохов: Он был всего лишь продовольственным инспектором — чиновником нижнего ранга, который заносит сведения: у этого гражданина такой-то земельный надел, значит, он должен уплатить такой-то налог... По сути, работал писарем. К тому же Михаил Александрович был в то время несовершеннолетним. Дальше указано: попал в плен к Махно. Это правда — как и то, что последний отпустил 15-летнего пацана, видимо, пожалев его. А теперь любопытно: мол, дед, рассказывая о встрече с Махно, выставлял себя героем. Это кто засвидетельствовал, позвольте узнать? Снова ничем не подтверждаемый подлог. Напомню: Михаил Александрович вырос среди казаков, хотя формально к ним не принадлежал. У этих людей вообще не принято героизировать себя. Наоборот — нужно рассказывать с усмешкой: вот вляпался, вот хохма была! Казак не будет жаловаться, а скажет с бравадой: «От намерзлись, соплей напускали!» Так что Михаил Александрович никогда себя не героизировал — не его стиль.
культура: А как прокомментируете следующий абзац — про взятки и трибунал?
Шолохов: То, что он якобы получил жеребца от кулака, — абсолютная клевета, здесь уж у новоявленных «шолохоедов» фантазия совсем разыгралась. Рекомендую впредь хотя бы о логичности думать — ну, какой был смысл давать ему взятки, если дед занимался писарской работой и изымать зерно у кулака, как тут сказано, просто не мог? Комиссаром тоже не был. «Превышение власти», в котором Михаила Александровича обвинили, состояло в том, что он занижал налог для бедных семей. Именно за это его судил ревтрибунал. К счастью, дед смог избежать расстрела и получил год условно. Однако не потому, что его отец, как указано в «Википедии», внес крупный залог (это уже из американского сериала, в условиях военного времени какой может быть залог?) и предъявил новую метрику, уменьшив возраст сына на два с половиной года, — это ложь. На самом деле от расстрела Михаила Александровича спасло заступничество местных жителей, а также тот факт, что ему едва исполнилось 18 лет. Конечно, дед превысил свои полномочия, но как лихо новоявленные «исследователи» желание спасти людей превращают в корысть! Дед и впоследствии неоднократно спасал людей от смерти. Взять хотя бы его письма Сталину, которые хранятся и в нашем музее, и в архиве ЦК. Своим обращением в 1930-е Шолохов помог десяткам, если не сотням тысяч жителей Верхнего Дона. В ответ на его просьбы Сталин прислал вагоны с хлебом.
культура: Но в «Википедии» изложена другая версия: Михаил Александрович получил год исправительных работ в колонии и был отправлен в подмосковное Болшево. Однако, не доехав, сбежал из-под конвоя...
Шолохов: Откуда такая «клюква»? Единственный правдивый факт — он действительно в это время едет в Москву. Пытается поступить на рабфак, но подводит мещанское происхождение: дед из купцов. Начинает писать, публиковаться. Берется за любую работу — лишь бы свести концы с концами. В том числе, как и указано в статье, трудится в домоуправлении: так у него появляется больше времени для писательства. Кроме того, ему выделяют каморку под лестницей, где он и живет с бабушкой, которую перевозит в Москву.
культура: Кстати, в «Википедии» изложена любопытная версия женитьбы Шолохова...
Шолохов: Да, будто бы он сватался к Лидии Громославской, дочери бывшего атамана, а тот велел ему взять в жены старшую дочь, Марию, пообещав взамен сделать из него человека. Опять же, единственный правдивый факт: Лидия — моя двоюродная бабка. Что касается Марии Петровны... Познакомилась с дедом в станице Букановской. Работали в одной конторе. Он — продинспектором, она — писарем. Михаил Александрович был тогда еще пацаном голоштанным. А бабушка — дочь станичного атамана, получила хорошее образование, окончила женскую гимназию. До конца дней вспоминала стихи на французском — не без гордости. В общем, работая бок о бок, приглянулись друг другу. Потом Михаил Александрович тяжело заболел: воспаление легких. И бабка с сестрой Лидой пошли его проведать — Мария Петровна одна стеснялась. Дедушка чувствовал себя лучше, но еще не вставал. Сорвал со стоявшей рядом с кроватью «китайской розы» единственный цветок и подарил его бабушке вместе с красноармейской звездочкой. Скромный сватовской подарок. Прадед Громославский далеко не сразу согласился выдать Марию замуж. Отговаривал ее: мол, посмотри, он же голодранец, за кого ты собралась?! Но бабка настояла на своем. И они 60 лет прожили вместе. А теперь деда пытаются выставить пронырой, якобы женившимся по расчету.
культура: Перейдем к Великой Отечественной. Правда ли, что Шолохов «изредка выезжал на позиции наших частей, но не передовые» и все время провел в эвакуации?
Шолохов: Конечно, нет. Клевета. В первый день войны дед отправил телеграмму наркому Семену Тимошенко, где просил записать его добровольцем и перечислить в фонд обороны страны только что присужденную Сталинскую премию — сто тысяч рублей. На эти деньги были построены несколько «Катюш». Вплоть до 1942 года — то есть до событий, описанных в «Они сражались за Родину» — он семью не эвакуировал. Однако в Вёшенской была понтонная переправа — один из основных путей отхода наших войск к Сталинграду. И станицу начали бомбить. Шолохову дали увольнительную на несколько дней, и он приехал. (Потом вспоминал: пока не эвакуировал семью, «доброжелатели» обвиняли в том, что ждет немцев; когда эвакуировал — с тем же пылом начали вменять ему паникерство.) Эвакуация была экстренной: например, бабушкина сестра вышла из дома только с документами и чем-то еще, зажатым в кулаке. Лишь через несколько часов, когда отъехали далеко от дома, она посмотрела — это оказалась катушка ниток. А моя прабабушка, мама деда, отказалась уезжать категорически. И на все разговоры о том, что бомбят, отвечала с женской, старушечьей логикой: неужели немецкий летчик не видит — тут бабка сидит, зачем она ему... Как только семья Шолохова отъехала от Вёшенской, началась очередная бомбежка. Потом их догнали на машине и сообщили, что прабабушка погибла, дедушка возвращался хоронить... На короткое время семья эвакуировалась в Николаевск, как и сказано в этой статье. А когда стало ясно: немецкие войска от Дона быстро не отбросят, дед перевез родных в северный Казахстан — в маленькую деревню Уральской области, напоминавшую наши родные края. Потом отправился на фронт и вернулся уже на лечение после тяжелейшей контузии. Интересно, как бы он получил ее в тылу? Я не говорю о том, что есть свидетельства бойцов, которые с ним общались. А некоторые солдаты ходили с его страничками в бой... У нас в музее хранится книжечка «Наука ненависти», пробитая осколком, со следами крови.
культура: А что за история, связанная с архивом Шолохова, пропавшим во время войны?
Шолохов: Когда из Вёшенской эвакуировали архив НКВД, Михаил Александрович передал свои бумаги и наиболее ценную часть библиотеки. Это погрузили в машину в двух огромных ящиках. Куда они потом исчезли, никто не знает. Часть рукописей была найдена в Вёшенской: когда наши войска зашли в станицу, командир подразделения увидел летающие по округе странички. Бойцы собирали их на самокрутки: бумага была ценным материалом. Эти документы хранятся в Пушкинском доме. Кстати — к вопросу о том, что рукописей Шолохова якобы до последнего времени никто не видел... Кроме того, книги из библиотеки деда всплывали в Волгоградской области — по официальной версии, машина, которая их везла, попала под бомбежку. И еще один странный эпизод. Михаил Александрович редко обращался к Сталину — только по очень важным вопросам. И тот всегда откликался. После войны вышло собрание сочинений вождя, где в одном из писем отмечалось, что хоть Шолохов и большой писатель, но в «Тихом Доне» есть ряд ошибок. Михаил Александрович пытался узнать, в чем дело, и попасть к Сталину: это было важно для деда как для художника и историографа. Однако тот его не принимал. И в конце концов передал через помощника: скажите, мол, что товарищ Шолохов не умеет хранить письма. Думаю, Михаилу Александровичу до самой смерти эта история была непонятна. А когда рассекретили архив ЦК, обнаружились письма деда к Сталину, написанные по поводу голодающих в 30-е, и ответы вождя. Хотя изначально они были среди бумаг Шолохова, переданных НКВД и якобы уничтоженных бомбежкой...
культура: Вернемся к «Википедии». Следующий пункт — Нобелевская премия.
Шолохов: Этот раздел почему-то начинается с пространного описания того, как Пастернак был выдвинут на Нобелевскую премию семь раз. Не имею ничего против, просто не понимаю — причем тут Шолохов? Который, если на то пошло, номинировался один раз и в 1965 году получил премию. Читаем дальше. В «Википедии» говорится о том, что Михаил Александрович во время награждения якобы сказал: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королем не буду и всё...» Действительно, существует фотография: шведский монарх Густав VI Адольф поздравляет Шолохова с премией. При этом дед стоит прямо, по-офицерски, а король стоит, склонившись перед ним. На самом деле, лауреатов служба протокола проинструктировала, что при общении с монаршей особой нужно принять поздравление, а потом поклониться — глядя в глаза. После чего сделать три шага назад, повернуться и уйти. Михаил Александрович действительно не склонил головы, а затем четко, по-военному, повернулся налево кругом и пошел. Потом, посмеиваясь, рассказывал: «Во мне метр шестьдесят пять, а в Густаве — метр девяносто два. Как я мог поклониться, глядя ему в глаза?» А вот король, чтобы пожать руку невысокому Шолохову, вынужден был склониться перед ним. Так и получилось это фото. Западная пресса тогда взорвалась. Некоторые издания действительно писали, что казаки и своим-то царям не кланялись, не то что шведским. Но сам дед ничего подобного не говорил — это лишь красивая легенда.
культура: Следующий раздел посвящен процессу над Синявским и Даниэлем. Приводится цитата из выступления Шолохова: «Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные 20-е годы...»
Шолохов: Я несколько раз пересматривал его речь. Не собираюсь делать вид, что все было по-другому. Просто Михаил Александрович имел очень твердую позицию. Он являлся государственником и прекрасно понимал, какой силой обладает перо. И не сожалел, что это не так, а констатировал: попадись они в 20-е, никто бы не разговаривал. Да, дед выразился жестко: он был возмущен их так называемым творчеством. Но надо понимать, что Михаил Александрович категорически высказывался не против диссидентства в целом, а против тех, кто поливал народ грязью. И насчет отношения к Родине у него была жесткая позиция: ее непозволительно хулить, так же как ребенку непозволительно поносить мать. Эта точка зрения заслуживает уважения, и давайте в демократическом государстве не будем запрещать людям свою точку зрения высказывать.
культура: В «Википедии» также указано, что Шолохов подписал письмо против Солженицына и Сахарова в 1973 году...
Шолохов: С тем, что мой дед говорил об Александре Исаевиче, трудно не согласиться. Он считал: тот слишком озлоблен, нельзя такому человеку доверять перо. Про писателей Шолохов говорил, мол, с наших запевок все песни поются и с наших присказок все сказки сказываются о светлом будущем, ради которого сначала нужно мир разрушить, а потом думать, что дальше делать. Он не хотел для страны ситуации, в которой все ценности подвергаются сомнению, а потом развенчиваются. Это при том, что он первым из наших писателей заговорил о непростой доле военнопленных — в «Судьбе человека». Или возьмите «Они сражались за Родину». Прототипом одного из главных героев, Александра Стрельцова, послужил генерал Лукин. Бывший царский офицер, он принял революцию, но в конце 30-х был репрессирован, а в начале войны выпущен. Командовал армией на Западном фронте, оказался в плену, в концлагере... Написанный с него литературный герой, Александр Стрельцов, тоже попадает в передряги, после которых сложно остаться человеком. Однако он обладает внутренним стержнем. В опубликованной части трилогии Стрельцов говорит, что настоящие люди и там людьми оставались. В этом — отличительная, жизнеутверждающая черта шолоховского творчества.
культура: Вы пытались исправить статью в «Википедии»?
Шолохов: Конечно. Мои сотрудники зарегистрировались в «Википедии» и не раз отправляли туда информацию — со ссылками на публикации, фондовые материалы музея. Указывали, например, что Шолохов никогда не был комсомольцем (в статье говорится про ВЛКСМ, кстати, образованный позже). Наши правки существовали пять — семь дней, а потом появлялся прежний текст. Я не пытаюсь во всем обвинить «Википедию», хотя такую всеядность уважающее себя издание не должно допускать. Однако статья, которая там выложена, подготовлена людьми, хорошо понимающими и в пиаре, и IT-технологиях. Не знаю, как им удалось влезть в энциклопедию и буквально перекроить прежний материал.
культура: Зачем это было сделано?
Шолохов: Здесь и юбилей Михаила Александровича, и 70-летие Победы: ведь творчество Шолохова нередко воспринимается в контексте Великой Отечественной. Кроме того, скоро выйдет новая экранизация «Тихого Дона». Молодежь захочет узнать, каким же был этот писатель, и отправится в интернет... Из той же оперы — активное шельмование «Бессмертного полка»: дескать, все было организовано, полмиллиона человек привезли в специальных автобусах... Происходит очернение простых и святых вещей, и для меня это находится за гранью добра и зла. Посмотрите, как зачастую мы идем на поводу у тех, кто подкидывает нам гнилой продукт. Нас спрашивают: «Кем вы гордитесь? Пушкин ваше все? Да он вообще не ваш! Лермонтов? Тоже не ваш, и характер ужасный. Достоевский — неврастеник, вел неправильный образ жизни: игрок, транжира. Некрасов умер от сифилиса»... К Толстому трудно подступиться — но чудил старик, ох, чудил!.. И мы уже не читаем великих и не учимся у них, а ищем подтверждения тому, что они похожи на нас, мерзеньких. Раз уж нельзя подняться к ним наверх, надо опустить их до нашего уровня.
культура: Возвращаясь к статье в «Википедии» — как будете бороться?
Шолохов: Поручил сотрудникам и дальше вносить правки. Пойдем официальным путем, предусмотренным открытой энциклопедией. Не собираемся писать агитку или лубок. Дед был нормальным человеком, который вел обычную жизнь. Мы с двоюродным братом, который вместе со мной рос в Вёшках, как-то оказались в доме-музее Хемингуэя. И неожиданно почувствовали себя как дома. Хотя вроде ничего общего — ни в архитектуре, ни в природе: в Гаване за окном пальмы. Однако по духу Шолохов и Хэм кажутся удивительно похожими. Ровесники, нобелевские лауреаты. Оба писали о войне, о настоящих людях, которые не теряют достоинства даже в трудных ситуациях. Путешествовали, охотились, рыбачили, любили женщин, в общем, были нормальными мужиками. Мы договорились с Кубой — будем делать выставку: в Гаване и Москве. Хочу назвать ее «Невстретившиеся друзья».