Королева страны масюриков

Елена ФЕДОРЕНКО

08.10.2015

Исполнилось сто лет со дня рождения Софьи Николаевны Головкиной. В память балерины и педагога на Исторической сцене ГАБТа устроили гала-концерт с участием солистов Большого театра и учеников Московской государственной академии хореографии.

В труппу Большого театра Головкину приняли в 1933 году, она вела ведущий репертуар, отслужила сцене четверть века. В 1959-м начала преподавать в Московской балетной школе и буквально сразу была назначена директором училища, приобретшего благодаря ее усилиям статус хореографической Академии. 

При жизни всесильной «маме Соне» сопутствовало всеобщее почитание, ее юбилеи можно было смело объявлять международными праздниками балета — ученики съезжались со всего мира. Потом ее стали называть диктатором, не признающим никакого инакомыслия. Забывать и презирать достижения обласканных советской властью людей стало чуть ли не модным. Однако ученицы Головкиной Наталья Бессмертнова и Нина Сорокина, Мария Александрова и Анна Антоничева хранили и хранят о ней светлые воспоминания. Высоко ценит головкинские уроки Ксения Рябинкина: «Она умела научить. Все ее воспитанницы обладали балансом — Софья Николаевна заставляла нас подолгу, буквально 32 такта подряд, стоять в позе и выполнять движения с утяжелением — на талию подвешивали гирьки». Список звезд, вышедших из ее класса, внушителен, но педагогические заслуги Головкиной нет-нет да и подвергаются сомнению. Расспросить о Софье Николаевне мы решили Марину Леонову, ее ученицу и преемницу на посту ректора МГАХ.

культура: Кому принадлежала инициатива проведения вечера памяти Софьи Головкиной, да еще и на Исторической сцене Большого?
Леонова: Инициатива — моя, пускай и нескромно об этом говорить. С этой идеей я пришла к Владимиру Урину, он сразу меня поддержал. Посмотрели все сохранившиеся записи Софьи Николаевны: вариации из «Раймонды», «Баядерки», выступления в Тегеране. В концерт вошли фрагменты тех балетов, где она танцевала. Их исполнили ее ученицы, сегодня — примы Большого театра.

Воспитанницы нашей Академии хореографии показали сцену «Оживленный сад» из балета «Корсар». Когда-то на летних мастер-классах в Штатах я подготовила «Сад» с американскими учениками, Софье Николаевне понравилось, она сказала: «Марина, какой хороший номер для кордебалета, нужно сделать у нас». Но при жизни Головкиной не успели, не сложилось. Премьера состоялась только в прошлом году на выпускном концерте, и сейчас мы повторяем ее. Наши ученики также представили номера, созданные в годы руководства Головкиной.

культура: В программе — дуэт из балета «Светлый ручей». Он связан с именем Головкиной? 
Леонова: Да, Софья Николаевна исполняла партию Классической танцовщицы в спектакле Федора Лопухова. «Ручей» продержался в репертуаре Большого театра всего два с половиной месяца, пока не вышла разгромная статья «Балетная фальшь» в газете «Правда». Спектакль запретили.

культура: И авторов балета — нынешних классиков Шостаковича и Лопухова — объявили «проворными и бесцеремонными людьми»... Какой танцовщицей была Головкина? 
Леонова: Мое поколение уже не застало ее на сцене, но, судя по записям и тому, как показывала на уроках Софья Николаевна, она была балериной крепкой, техничной, с хорошим вращением, выразительными руками. Есть книга о Большом театре, 1953 года, там много разных фотографий — весьма несовершенных. У Головкиной самые убедительные снимки: поворот головы, ракурсы спины, поз, поддержек досконально выверены. Такой же убедительной она оставалась и в жизни. Всегда подтянутая, причесанная, в хорошем костюме.

культура: Помните вашу первую встречу?
Леонова: Пятый зал старой школы на Пушечной. Просмотр абитуриентов. Мы, дети, страшно волновались. Проверили мои данные и попросили что-нибудь станцевать. Я растерялась, хотя уже имела опыт, занималась в народном коллективе Дома культуры завода «Серп и молот». На помощь пришла Софья Николаевна: «Девочка, не волнуйся, соберись. Сделай те движения, которые тебе самой нравятся, сымпровизируй». В тот год, когда я поступила, Софья Николаевна вела выпускной класс. Потом взяла нас.

культура: Каким она была педагогом?
Леонова: Требовательным. И к себе, и к другим. Всегда приходила подготовленная к уроку, несмотря на то, что руководила всей школой и обязанностей имела немало. Нас, своих девчонок, очень любила, мы это чувствовали. Со всеми ученицами ее связывала дружба, Софья Николаевна следила за их карьерой, никогда не забывала. Редкое и замечательное качество.

Сама все время продолжала учиться. Вызывала балерин из Ленинграда — некоторое время в школе консультировала знаменитый ленинградский педагог Екатерина Николаевна Гейденрейх. Я оказалась подопытным кроликом: Екатерина Николаевна показывала на мне класс, поясняя Софье Николаевне все нюансы методики Вагановой. Головкиной всегда хотелось знать больше.

культура: Обидно слышать от нынешних балетоведов, что своим ученицам она прививала собственный победный и бравурный стиль — ведь это не так? 
Леонова: Конечно, нет. Все ее выпускницы разные — Наташа Бессмертнова и Нина Сорокина, Алла Михальченко и Галя Степаненко, Нина Капцова и Маша Александрова. Индивидуальность она ценила и никогда не забивала. 

культура: Ее характер называли железным... 
Леонова: Характер крепкий. Страстный. Активная созидательная энергия била в ней ключом. При этом она была очень чуткой к чужим проблемам. Вот одна из историй — очень грустная. 

Я застала прекрасное время, когда директором школы была Головкина, а худруком — Леонид Михайлович Лавровский. Он готовил с нами очень интересные номера. Например, «Симфонию» на музыку Прокофьева, солировали Саша Богатырев, Слава Гордеев, Рита Дроздова и я. Сложился репертуар, и с «Симфонией», гран-па из «Пахиты», вторым актом «Лебединого озера» и дивертисментом нас отправили на гастроли в Париж и Лондон. Шел 1967 год. Когда нашим родителям сказали, что мы едем за границу — событие тогда редчайшее, поднялась сумасшедшая паника. Во что одеть детей? Не было нарядных туфель, сумочек, вечерних туалетов. Мама мне перелицевала свое пальто: вывернула наизнанку, пришила новый воротничок. Софья Николаевна, узнав о суматохе, собрала родителей и успокоила: «Перестаньте нервничать и деньги тратить — в чем ходят, в том и поедут». 

Главным на гастролях, конечно, был Леонид Михайлович, к которому Софья Николаевна относилась очень уважительно, почти коленопреклоненно. В той поездке Лавровский умер, сразу после генеральной репетиции. Многие из нас впали в шок, впервые столкнувшись со смертью. Все наши переживания легли на Софью Николаевну — и она сумела нас успокоить, настроить. А ведь для нее самой смерть Лавровского оказалась тяжелым ударом. Мы не потерялись, выступили хорошо, получили Гран-при Парижа и две премии — Павловой и Нижинского. 

культура: Ее обвиняют в том, что она ввела единоначалие в школе. Это так?
Леонова: Да, Софья Николаевна была в школе абсолютной хозяйкой. Она все брала на себя и за все сама отвечала. Это в общем-то нормально.

культура: Настроенность на дело и на результат многих раздражала...
Леонова: Она умела убеждать и добиваться цели, заставляла честно работать. Не всем такое нравится. Отражала свою эпоху — комсомолка, член партии, общественный деятель. Вспоминала, как в военные годы сбрасывала зажигалки с московских крыш, участвовала во фронтовых бригадах, рвалась во все поездки, не думая об опасности. Школа стала главным делом ее жизни. При Головкиной хореографическое училище переехало в специально построенное здание на Фрунзенской с учебным театром. Ее трудами училище было преобразовано в институт, а потом — в Академию хореографии. В головкинские годы школа получила международное признание. Это не только гастроли, которых становилось все больше. Тогда все знаменитые иностранцы, приезжая в Москву, мечтали попасть в училище. Их интересовало, где воспитывают великих танцовщиков — ведь Большой театр удивлял весь мир. Головкина радушно принимала Мориса Бежара, Ролана Пети, Пола Тейлора, Хосе Лимона, Джерома Роббинса. Даже Майкл Джексон сюда приходил. 

Как человек советской закалки Софья Николаевна считала, что ученики должны видеть Россию и гордиться Родиной, вывозила школу на гастроли в Ижевск и Севастополь, Владивосток и Хабаровск, в Хакасию и на Сахалин. 

За сорок лет она выпустила 14 женских классов, и в каждом была звездочка: Наташа Бессмертнова — первый выпуск, Полина Семионова — из последнего класса. 

культура: На меня произвел впечатление «подсмотренный» в начале 90-х эпизод. Идет по коридору училища Софья Николаевна — стремительно, гордо, глаза вверх, ей навстречу летит стайка первоклашек. Королева останавливается, склоняется и говорит почти с умилением: «Ну что, масюрики, куда бежим?»
Леонова: Малышей она всегда называла масюриками: «Ну, масюрики, вы сегодня молодцы», «Вы меня подвели, масюрики...» Проходит время, и я все чаще вспоминаю ее веселой и жизнелюбивой, какой запомнила ее по праздникам, когда отмечали с коллегами Новый год, 8 Марта или День памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Софья Николаевна отмечала этот день как свой праздник. За столом с неизменными пирогами она с удовольствием пела народные песни и свою любимую — «Ах, Самара-городок».