культура: Одобренные законопроекты в первую очередь рассчитаны на подростков и молодежь?
Нилов: Да, именно так. И хотя мы их поддержали, все равно считаем это полумерами. Потому что едва ли закон, призванный повысить ответственность продавцов алкогольной продукции, сегодня будет работать хорошо и эффективно. Что я имею в виду? Несовершеннолетние всегда могут обратиться к своим старшим товарищам, которые не несут никакой ответственности за то, что купили алкоголь и передали его детям. А если взять какой-нибудь уездный город N., где продавцы любой алкогольной продукции, включая «паленую», связаны с местной властью и правоохранительными органами, то и вовсе невозможно представить, что за продажу алкоголя несовершеннолетним кто-нибудь будет наказан. Однако стремиться к выполнению законов надо, хотя всем очевидно, что сами законы будут работать в соответствии с российскими реалиями, без изменения которых невозможно говорить об эффективности каких бы то ни было отдельных законодательных инициатив.
культура: А что касается законопроекта об ограничении рекламы в интернете? Насколько он может быть эффективным?
Нилов: Этот закон нужно было продумать более детально. Ведь время, проводимое подростками на сайтах, официально зарегистрированных как СМИ (а именно о таковых идет речь в законопроекте), несоизмеримо с тем, сколько они проводят на различных форумах, в социальных сетях и так далее. Поэтому, на мой взгляд, необходимо принимать законопроект, который полностью бы запрещал рекламу алкоголя. Зачем рекламировать то, что убивает людей? Именно поэтому сегодня мы предлагаем еще ряд законопроектов. Один из них также подразумевает запрет на рекламу лекарственных средств и услуг по проведению абортов, а в другом — запрещается продажа сигарет и алкоголя в местах непосредственного нахождения контрольно-кассовой техники. Так как это средство манипуляции людьми и раздражитель, провоцирующий сделать покупку.
культура: Как Вы относитесь к предстоящему повышению цен на водку?
Нилов: Здесь надо исходить из современной ситуации. У нас много «паленого», нелегального алкоголя. Соответственно, если люди не смогут официально покупать ту же водку из-за дороговизны, они просто начнут более массово приобретать «палёнку», гнать самогон и так далее. Человек, который хочет выпить, найдет, как это сделать. Потому повышение минимальной цены уменьшит лишь очень незначительный сегмент потребителей, зато увеличит количество тех, кто будет приобретать низкопробный алкоголь. Увы, чисто экономическими и запретительными мерами с алкоголизмом бороться практически невозможно. С этой проблемой надо работать в комплексе и всесторонне, уделяя как можно больше внимания пропагандистскому воздействию.
культура: Сегодня все чаще звучат призывы вернуть государственную монополию на производство алкоголя. Есть ли в этом смысл?
Нилов: Несомненно! И это принципиальная позиция ЛДПР. Но здесь вопрос скорее о поступлении денег в госбюджет. Ведь если будет монополия на алкоголь и все доходы от его продажи окажутся в руках государства, мы сможем значительно увеличить доходную составляющую нашего бюджета. И конечно же, в таком случае государство сможет усилить контроль за производством алкоголя и наконец-то вытеснить нелегальный спирт с рынка. А одно это уже будет очень сильным ударом по проблеме массового алкоголизма.
Специально для «Культуры»
Александр ПРОХАНОВ
Русский человек мечтает построить рай на земле, мир красоты, справедливости, гармонии, абсолютной благодати. Вся история русского самосознания — это история проращения райской жизни в условиях кромешной действительности. Но, извините за выражение, «ресурсов» не хватает у земного человека для выполнения своего божественного предназначения. И через вино, грешную чарку он восполняет, любя, надеясь и обожая, в отчаянии, этот фрагмент райской жизни.
Что такое русское питие? Это восполнение земной недостаточности всякой божьей твари. Забвение земной порчи. Упиваясь вусмерть, человек перемещается в мир без преград и бед, в мир абсолютного света. Русский человек — это человек-странник, скиталец. Русские думают о мерцающем недостижимом горизонте, и их тоска — в вине, как заменителе божественной истины. Мечту о бесконечном пространстве может заменить вывеска «Трактир», а может Беловодье или Град Китеж. Главное — беспредельность. Русская душа — это душа пространственного поиска. И в этом поиске не обойтись без пьяного посоха. Трудно в духовном путешествии от Новгорода до Тихого океана обойтись без перебродившего сока одуванчика или пряной бражки. Великий русский писатель Достоевский, может, не пил, но был азартным игроком — не то же самое? Русский человек со своей «всеотзывчивостью», цитируя Достоевского, принимает на грудь сто грамм — за всех. И душа открывается, начинается благоговение перед жизнью, русский человек ощущает себя вселенской скважиной.
Что такое пьянство в быту? Пьяный русский безумец — место, где ангел борется с дьяволом, где Свет схватывается с Тьмой. Змий вытесняет из светлой русской души светлых серафимов. Пьяный русский безумец — это нечто невообразимое. Вспомним Бориса Второго Ельцина. По Болотной я с измерителем не ходил — так что нет комментариев.
Читайте также:
«Общее дело» для спасения страны
Успех — обмыть, горе — залить. Про творческих людей
Алкоголики — это наш профиль. Про кино
«Упитых складывать бережно», или... Про историю
С косых глаз. Колонка главного редактора