24.10.2014
В сознании большинства россиян Дон прежде всего ассоциируется с колоритной казачьей культурой, многократно воспетой в кинофильмах, книгах и музыкальных произведениях; с богатой местной кухней, включающей в себя гастрономические «визитные карточки» региона — уху, сельдь и раков; с именами литературных классиков — Чехова, Шолохова, Солженицына. И мало кто знает, что сокровищем этой земли является многовековое археологическое наследие, оцениваемое специалистами как одно из наиболее интересных в стране. По концентрации уникальных исторических объектов, принадлежащих к самым разным культурам и эпохам — от древних племен и степных кочевников бронзового и железного веков до греческих и венецианских колоний, Донской край опережает любой другой регион России. Для исследователей здесь настоящий археологический Клондайк на самый взыскательный вкус.
В авангарде археологии
Проводимый в России Год культуры совпал с настоящей лавиной ценных исторических находок, сделанных археологами на Дону. На территории Ростовской области были исследованы 32 кургана, а также раскопано 36 944 000 кв.м. культурного слоя поселений и территорий древних некрополей. Археологические полевые работы до сих пор продолжаются в различных районах донского региона.
Особенно удачными стали находки, сделанные в Азове. В течение года исследователями проводились работы на 25 раскопах и примерно двадцати шурфах. Общая площадь всех азовских раскопок составила 5000 кв.м., было исследовано несколько сотен комплексов, которые относятся к различным периодам жизни города. Достаточно сказать, что каждый городской район — без исключения — оказался в фокусе внимания ученых, восстанавливающих по крупицам культурное наследие ушедших эпох.
Впрочем, «крупицы» — это не совсем удачное слово для археологических изысканий в Азове. Так, к примеру, обнаруженный в шурфе для газопровода уникальный клад из 19 серебряных монет в прекрасном состоянии сложно назвать малозначащей находкой. Отчеканенные в период правления Петра I, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, монеты представляют значительный интерес для науки. Специалисты предполагают, что тайник был сделан в XVIII веке.
«Самая поздняя монета датирована 1734 годом. Можно предположить, что клад был зарыт при осаде Азова во время русско-турецкой войны», — считает руководитель археологической экспедиции Азовского музея-заповедника Андрей Масловский. Сумма найденных монет, по тем временам, довольно солидна — несколько годовых жалований солдата. «Скорее всего, закопал это не простой солдат, а обер-офицер», — добавил археолог. Монеты еще предстоит очистить и провести с ними ряд необходимых процедур.
Другой интересной находкой стал керамический шар, найденный при раскопках прямо в центре города. Археологи считают, что в прошлом он выполнял функцию химической реторты — в нем смешивали реактивы для создания лекарств или парфюмерии.
Впечатляют размеры найденного артефакта: его диаметр составляет 16 см, что делает его самой крупной находкой подобного типа, сделанной на территории Восточной Европы. Все подобные сосуды, найденные прежде, были меньше и доставались археологам в виде фрагментов. Азовский же шар лишь расколот пополам — это большая удача для ученых.
Еще одним значительным событием стала обнаруженная ювелирная мастерская с сохранившимися бракованными перстнями. Это первая подобная находка в Азове и крайне редкая на средневековых памятниках вообще. А в ювелирной матрице археологи обрели образец венецианской поливной керамики, который не представлен даже в музеях Венеции.
Загадки Танаиса
Расположенный в 30 километрах от Ростова-на-Дону музей-заповедник «Танаис» имеет международную славу признанного археологического центра. Он был открыт в 1961 году на базе раскопанного археологами памятника федерального значения — городища и некрополя Танаис (III в. до н.э. — V в. н.э.). Его площадь составляет более 16 гектаров. На территории находится целый ряд объектов: музеефицированная часть древнего города, Музей истории Танаиса, Музей исторического костюма, а также Выставочный центр. Хотя изучение комплекса длится уже более полувека, Танаис каждый год являет своим исследователям новые загадки.
Летом 2014 года на месте некрополя выполнялись охранно-спасательные исследования. Целью этих работ была подготовка участков для планируемого строительства нового музейного комплекса. И тут археологи столкнулись с потрясающей находкой: ими был выявлен участок мощеной каменной дороги II–I вв. до н.э. шириной 2,5 метра. Исключительность объекта в том, что к настоящему времени античные внешние коммуникации на территории Ростовской области почти не изучены. Вполне вероятно, что данная дорога в дальнейшем поможет исследователям открыть усадьбы и даже неизвестные пока поселения в округе Танаиса. А после проведения консервационных и реставрационных работ найденный путь, по всей вероятности, станет еще одним объектом экспозиции музея-заповедника под открытым небом.
Кроме того, в окрестностях дороги были исследованы более 30 погребений танаитов первых веков нашей эры. Среди находок можно отметить разнообразные ювелирные украшения, амфоры, бытовую посуду.
В 2012 году в Танаисе были обнаружены древнегреческие погребальные сооружения, так называемые толосы. Они представляют собой восемь компактно расположенных на площади в 1000 квадратных метров каменных сооружений. Находятся за городской чертой и имеют форму крупных каменных колец, диаметром до 40 метров и высотой до 1,5 метра. В древности толосы использовались в сакральных целях, хотя достоверной информации на этот счет немного: на территории России подобных сооружений раньше не находили, да и в мире их мало. Известно, что у древних греков толосы считались святилищами богов, связанных с культом плодородия и подземных божеств. Наиболее известные сооружения расположены в Микенах, Дельфах и Афинах. Исключительность данной находки еще и в том, что она расположена на территории действующего музея и не тронута «черными копателями». В Танаисе есть реальная возможность сохранить этот памятник античности в его первозданном виде.
Донская Троя
Одно из интереснейших, с археологической точки зрения, мест на Дону находится в самом Ростове. Речь идет о древнейшей в Восточной Европе Ливенцовской крепости — памятнике фортификационного искусства времен бронзового века, который специалисты называют «Донской Троей».
Крепость возвели в глубокой древности племена северокавказской катакомбной культуры. Сейчас это место находится на краю донской столицы. Открытие Ливенцовской крепости в середине 1950-х годов встретили как мировую сенсацию. Историческая значимость — примерно такая же, как настоящей Трои, потому что это единственная на территории южной России каменная крепость, которая относится ко времени средней бронзы, к XVII веку до н.э.
В конце 2 тысячелетия до н.э. у двухметровых в толщину стен Ливенцовской крепости появились кочевники. Раскопки свидетельствуют о грандиозном сражении, завершившемся не в пользу защитников древней цитадели. В трещинах между камнями и во рву обнаружены кремниевые наконечники стрел — всего 700 штук. Найдены обломки боевых топориков. На этом история Ливенцовской крепости завершилась.
Второе дыхание в охладевшие камни собираются вдохнуть уже в ближайшей перспективе. Областными властями создан проект этноархеологического комплекса, который так и называется — «Донская Троя». Запланирован целый ряд интерактивных и игровых площадок, ориентированных на популяризацию исторического наследия Донского края. К примеру, предполагается наличие участка палеонтологической раскопки, а также площадка, посвященная водному транспорту древности. Есть идея использовать объект в качестве туристического комплекса во время чемпионата мира по футболу 2018 года — ведь матчи мундиаля пройдут в том числе и в Ростове.
Областным правительством взят курс на восстановление памятников старины и развитие внутреннего туризма донского региона. Его уникальные археологические памятники могут стать настоящим магнитом, притягивающим не только любителей истории всех уголков страны, но и зарубежных исследователей, да и просто туристов со всего мира. Не менее важную роль они играют и для местных жителей. Приобщаясь к древней истории своего края, люди начинают еще больше ценить свою малую родину и чувствовать личную ответственность за все, здесь происходящее. «Преобразования в стране невозможны без духовного и культурного воспитания человека», — убежден губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Поводов для гордости у дончан в будущем может только прибавиться. Еще в конце XIX века в письме к старейшему донскому краеведу Харитону Попову крупнейший русский археолог Александр Спицын указывал: «Дон нам так неизвестен, что можно ожидать на нем встретить все, что угодно». С тех пор прошло уже более ста лет, но слова эти остаются в силе.
От Дикого Поля к Вольному Дону
Территория современной Ростовской области была заселена с древних времен. Историки находят упоминание об этих землях у многих народов античного мира. К примеру, греки называли Донской край Скифией, римляне — Сцитией или Сарматией, а у арабов степная земля у Дона именовалась Казарией и Газарией. В русских летописях XIV–XV веков было закреплено название Дикое Поле, а начиная с правления Ивана Грозного, владения казаков стали называть не иначе, как Дон.
Вольный Дон... Уже с седой древности его плодородные берега влекли к себе пришельцев из разных мест. Практически по всему течению реки археологами обнаружены стоянки первобытных людей, а расположенная на окраине Ростова-на-Дону Ливенцовская крепость сохранила следы культуры бронзового века.
В период железного века на Дону завертелась настоящая карусель из сменявших друг друга народов, боровшихся за благодатные земли. Киммерийцев вытеснили скифы, скифов — сарматы, затем власть перешла к их наиболее воинственному племени — аланам. Важной вехой для развития степного края стало возникновение греческих колоний, самой северной из которых стал ныне знаменитый среди историков город Танаис — в прошлом крупный торговый и ремесленный центр. За свою многовековую бурную историю греческие города пережили периоды расцвета и упадка и в итоге пали под ударами многочисленных кочевников, захлестнувших донские земли во время Великого переселения народов.
В IV веке н.э. на Дон пришли авары. Спустя десятилетия их сменили хазары, основавшие здесь свои поселения и оставившие память о своем пребывании в виде крепости Саркел, находящейся ныне на дне Цимлянского водохранилища.
Набеги хазар-кочевников стали настоящим террором для южных земель Киевской Руси, представлявшим значительную угрозу стабильности древнерусского государства. В поход против неприятеля отправились дружины киевского князя Святослава. Они нанесли хазарам сокрушительное поражение и захватили Саркел. На ее месте был основан славянский город под названием Белая Вежа. К сожалению, тогда русским не удалось укрепиться надолго, и под давлением постоянных нападений воинственных кочевых племен они ушли в центральные районы Руси.
В скором времени донские земли оккупировали печенеги, их в свою очередь сменили половецкие племена. Половцы овладели огромными степными пространствами Приазовья, Дона, Кубани, захватили Тмутараканское княжество, и затем в течение многих лет совершали опустошительные рейды по окраинам русского государства, временами доходя до Переяславля, Чернигова и даже Киева.
Новая угроза возникла в лице монголо-татар, в начале XIII века обративших свои взоры на Дон. В страхе перед их грозными армиями половцы, забыв прежнюю вражду, спешно обратились за помощью к русичам, и в 1223 году произошло знаменитое сражение на реке Калке, закончившееся разгромом объединенного войска русских и половцев. Донская земля на долгие годы оказалась в руках Золотой Орды. На побережье Азовского моря был построен золотоордынский город Азак, из-за своего удачного географического положения быстро ставший крупным торговым центром. Рядом с Азаком генуэзскими и венецианскими купцами была основана колония Тана, также игравшая большую роль в торговых отношениях между Востоком и Западом.
В конце XIV века Дон подвергся вторжению полчищ Тамерлана, положившему конец юго-западной части золотоордынского государства. Азак и Тана были разграблены. Воспользовавшись крушением монголо-татар, побережье Азовского моря захватывает набирающая силу Османская империя. Турки переименовывают Азак в Азов и превращают его в грозную крепость. Отсюда стала исходить главная опасность для юго-восточных границ России, спровоцировавшая многовековые схватки за Азов.
С течением времени границы разросшегося российского государства вплотную подошли к Дикому Полю. На пограничных территориях устраивались сторожевые заставы, возводились русские крепости. На необъятные степные просторы из Центральной России и Поволжья в XV веке в поисках лучшей доли устремились беглые крестьяне, давшие начало новому военному сословию — казакам. С середины XVI столетия они основывают свои городки — Раздоры, Маныч, Черкасск — и становятся единоличными властителями этой земли. Дикое Поле превращается в Вольный Дон.