«Монстры» северных морей

Владимир КОРНЮШИН, Санкт-Петербург

23.09.2014

Роль морских перевозок в торговле «голубым топливом» неуклонно растет, а вместе с ней растет и необходимость развития газотанкерного флота, способного охватить те регионы планеты, куда невозможно дотянуть трубу. Включилась в «танкерную гонку» и наша страна, делая ставку не на количество, а на качество строящихся судов.

Так сложилось, что 2014-й для рынка сжиженного природного газа оказался годом юбилеев. 60 лет назад был разработан проект первой установки по производству СПГ на судне. 55 лет назад впервые газ был транспортирован морем: из США в Великобританию. Наконец, ровно полвека минуло с тех пор, как во Франции был построен первый в Европе портовый терминал по приему «голубого топлива».

Рынок СПГ с тех пор вырос в сотни раз, но даже не думает останавливаться: более того, с появлением новых технологий по добыче сланцевого газа рост только ускорился. Так, согласно отчету международной консалтинговой компании Ernst & Young, в последние 15 лет мировой спрос на СПГ примерно втрое обгоняет темпы рынка природного газа в целом. И тенденция сохранится как минимум до 2030 года. По мнению аналитиков Энергетического центра Московской школы управления «Сколково», к этому времени спрос на СПГ в Европе должен вырасти почти в три раза, а в странах Юго-Восточной Азии — в восемь раз. Впрочем, и это далеко не предел, поскольку возможности использования экологически чистого углеводородного сырья почти безграничны. Были бы в достаточном количестве средства доставки, производственные мощности да приемные терминалы — тем паче, что они теперь могут располагаться не только в портах, но и на специальных судах.

По данным Российского профессионального союза моряков, сегодня в мире работают более 400 судов, способных перевозить сжиженный газ (в совокупности они могут взять на борт более 50 млн кубометров — этого объема хватило бы, чтобы в течение года обеспечивать теплом и энергией среднюю европейскую страну). Кроме того, в ближайшие четыре года со стапелей сойдут не менее 120 газотанкеров: контракты на строительство уже подписаны и оплачены.

Почти половина газовозов бороздят моря, омывающие берега Японии, Южной Кореи и Китая. Треть судов доставляет газ в интересах европейских клиентов и около 20% — для США и Канады. Россия пока не может похвастаться большим количеством газовозов, и это не случайно: всего десятилетие назад предполагалось, что гораздо выгоднее доставлять сырье по трубопроводам. С одной стороны, это действительно так: объемы магистральных потоков не сравнимы с тем, что сможет «поднять» даже целый газотанкерный флот. Вместе с тем государства-транзитеры все чаще используют ради достижения своих политических целей этакий «газовый шантаж», чуть что, угрожая перекрыть трубу, связывающую продавца с покупателем. Основные же морские маршруты, исключая некоторые национальные проливы, полностью свободны для международного коммерческого судоходства. Вот почему в последние годы наша страна активно наращивает собственные возможности по «упаковке» и транспортировке сырья.

Первый завод по производству СПГ в России начал работать на Сахалине в феврале 2009 года. Второй к 2017-му построится на Ямале, третий — в Ленинградской области (сдача запланирована на 2019-й), четвертый, рядом с Владивостоком, в настоящее время находится на этапе разработки проектной документации и изыскательских работ. Таким образом, ожидается, что к 2020 году Россия сможет как минимум удвоить, а к 2025-му — утроить текущий объем сбыта СПГ. 

Это очень неплохие темпы. Если сегодня РФ ежегодно продает примерно 10 млн тонн СПГ, что эквивалентно 4,5% мирового рынка, то после ввода в строй новых заводов доля отечественных компаний увеличится до 6-7%. И хотя до лидерских позиций на рынке сжиженного газа нам пока далеко, бороться за СПГ-рынок Россия намерена в полную силу. Как отметил Владимир Путин, выступая на энергетическом саммите, прошедшем в рамках Петербургского международного экономического форума-2014, развитие рынка сжиженного природного газа — один из приоритетов для страны.

Однако для успешной реализации поставленных задач России необходимо обладать сильным танкерным флотом. Крупнейший производитель СПГ в нашей стране «Газпром» возит свой товар в США, Великобританию, Японию, Китай, Индию, Мексику, Южную Корею и т.д. При этом танкерный флот «Газпрома» на начало 2014-го включал в себя всего четыре зафрахтованных газовоза. Это как раз тот самый случай, когда дело не в количестве, а в качестве. Ведь среди танкеров, использующихся другими странами, около трети судов построены свыше двадцати лет назад, в то время как Россия строит исключительно танкеры последнего поколения: один такой великан способен заменить сразу пять кораблей старых конструкций.

Газпромовские газовозы действительно настоящие великаны, по размеру не уступающие крупнейшим из военных кораблей — авианосцам. Каждый из таких газовых гигантов перевозит столько же «голубого топлива», сколько вмешают две тысячи железнодорожных цистерн. С этого года семейство начало пополняться еще более мощными суперсовременными танкерами мембранного типа Atlanticmax. Именно они строятся по заказу «Газпрома» на верфях STX Offshore & Shipbuilding (Южная Корея) для перевозки газа в рамках проектов «Владивосток-СПГ» и «Балтийский СПГ». Первый такой супергазовоз ледового класса, получивший имя «Великий Новгород» (170,2 тыс. куб. м), пополнил газпромовский флот в начале нынешнего года, второй — «Псков» — отправился в свой первый коммерческий рейс 10 сентября. Еще два подобных «монстра» будут спущены на воду в ближайшее время.

«Великий Новгород» и «Псков» оборудованы для работы в условиях низких температур суровой русской зимы, что позволит использовать их круглый год, в том числе на одном из самых сложных в мире маршрутов — Северном морском пути. А что же конкуренты? Для сравнения: японский газовоз последнего поколения Pacific Arcadia, спущенный на воду 11 сентября на верфи Nagasaki Shipyard & Machinery Works и пополнивший флот японской судоходной компании NYK (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha), примерно на 30 тыс. кубометров уступает российским гигантам по своей грузовместимости. К тому же он не приспособлен для плавания в арктических широтах.

В общем, поводов для оптимизма хватает. В то же время сложно согласиться с недавним решением руководства Объединенной судостроительной корпорации об исключении газовозов из номенклатуры судостроительного завода «Звезда», который призван стать главной верфью приморского кластера. Он возводится в городе Большой Камень согласно указу президента РФ «О развитии судостроения на Дальнем Востоке». Планировалось, что «Звезда» сможет строить современные большие газовозы Q-Max водоизмещением до 266 тыс. кубометров, что позволило бы России стать одним из центров строительства танкеров-газовозов последнего поколения. Такое решение, конечно, увеличит доходы коммерческих партнеров проекта, однако в стратегическом плане может оказаться неверным.