Культура договоренностей

Ольга ВИТРЕ

06.06.2019

Последний день весны выдался в Госдуме по-летнему жарким. Повышенный градус внимания обеспечило заседание Общественного совета при Комитете Госдумы по культуре. «Звездные» гости традиционно вызывают ажиотаж в СМИ, но сами участники спокойны. Знают — все важные слова будут услышаны, а в будущем могут обрести и законодательную силу.

Члены Общественного совета вместе с депутатами и приглашенными экспертами обсудили три темы: будущее начального художественного образования в России или, проще говоря, детских школ искусств, выдачу фильмам прокатных удостоверений и работу цирков с животными.

В самом начале заседания председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская рассказала коллегам о победах, которые уже удалось одержать: принятии поправок в 44-ФЗ, которые облегчили проведение госзакупок для учреждений культуры, внесение законопроектов об освобождении от возрастной маркировки и абсурдных запретов на использование нацистской символики в произведениях литературы и искусства.

Теперь на повестке — новые задачи.

Разговор о судьбах детских школ искусств на площадке Госдумы стал следствием резонансного обсуждения, когда под сомнение была поставлена вся система предпрофессионального образования. Ответ на вопрос: «Зачем нам столько юных музыкантов?» был получен с самого верха. После слов главы государства ситуация, которая еще недавно казалась безвыходной, перешла в конструктивное русло. Тем не менее у детских школ искусств по-прежнему есть целый ряд проблем.

Так, солистка Московской государственной академической филармонии Екатерина Мечетина отметила, что особый статус детских школ искусств необходимо закрепить в будущем федеральном Законе о культуре. Поправки, по ее мнению, нужно внести и в образовательные нормы, чтобы на понятийном уровне закрепить различия между дополнительным образованием и первой ступенью профессионального обучения.

Ряд предложений озвучила и заместитель генерального директора петербургского Дома музыки Мария Ханько: это и уход от персонифицированного финансирования, и необходимость оснащения ДШИ музыкальными инструментами, и привлечение в школы профессиональных педагогов. Решением этих вопросов пообещали заняться в рабочей группе Министерства культуры РФ.

— Мы очень рады, что уже традиционно на этой площадке люди договариваются друг с другом о том, о чем почему-то не могли договориться без нашего посредничества, — отметила председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.

Участники Общественного совета близко к сердцу приняли эту, казалось бы, узкопрофессиональную тему. По мнению спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, от уровня публики зависит качество искусства.

— Все, что связано с предпрофессиональным образованием, должно быть в том же кругу внимания, что и профессиональное образование, — сказал Швыдкой. — Но если мы сегодня не обратим внимания на подготовку квалифицированной публики, это будет трагедия и для театров, и для выставок, и для всего остального. Для музыки в первую очередь. Все знают, как сокращается сегодня филармонический репертуар. Все хотят слышать знакомое и не хотят ничего другого. Это серьезная тема, и, мне кажется, на нее стоит обратить внимание при подготовке разного рода распорядительных документов.

О воспитании публики и развитии эмоционального интеллекта с детских лет говорил на заседании и художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков. У современных педагогов нет времени на индивидуальное развитие учеников и неформальное общение. Машков привел в пример историю с «перформансом во Владивостоке». По мнению режиссера, ребята, устроившие вечеринку в откровенных костюмах, проявили творческий характер. Артист призвал задуматься над возвращением в школы театральных кружков, которыми под кураторством артистов или студентов театральных училищ могли бы руководить учителя словесности, мировой художественной культуры, истории.

— Тогда подобные перформансы стали бы осмысленными, — заявил он.

Еще одну инициативу по «развитию души» озвучил писатель Евгений Водолазкин. Литератор предложил разработать систему мер по удешевлению книг.

— В абсолютном измерении у нас книги не дороже, чем на Западе, но в отношении наших зарплат — это катастрофа, — сказал Водолазкин. — Что можно предпринять? Например, то, что сделали немцы. У них НДС — 19 процентов, но на книгу — 7 процентов. Это уже резко удешевляет издание книги.

По мнению писателя, необходимо поддерживать молодых авторов. Для разработки такой стратегии Водолазкин предложил коллегам собраться на отдельное заседание.

О будущем еще одного национального достояния России — цирков с животными — говорили Аскольд и Эдгард Запашные. Добропорядочные российские цирки страдают от необоснованных нападок зоозащитников и СМИ, уверены артисты.

Глава «Росгосцирка» Владимир Шемякин подчеркнул, что цирковое сообщество заинтересовано в ответственном отношении к животным. Сейчас к одноименному закону разрабатываются нормативные акты, которые будут регламентировать зрелищные представления с участием зверей. В сообществе уверены, что отличить хорошие цирки от плохих могут только профессионалы. Шемякин предложил создать совет таких старожилов цирка, который бы влиял на выдачу лицензий новым организациям, обладал функциями контроля и проверки.

Еще одну стратегию, которую только предстоит разработать, Общественный совет оставил «на сладкое». Несмотря на усталость участников (шел третий час заседания), разговор о процедуре выдачи фильмам прокатных удостоверений получился острым и продолжительным. По мнению председателя Комитета Госдумы по культуре, избавить производителей, прокатчиков и зрителей от скандалов и переноса дат релизов может только закон.

— Я хочу, чтобы вы понимали, что мы сейчас не конфликт пытаемся спровоцировать, а, напротив, найти какое-то общее решение, — сказала Елена Ямпольская. — Очень хорошо поддерживать национальную кинематографию, но, наверное, все согласны, что делать это надо прозрачными способами, о которых договорилось все сообщество, включая  и прокатчиков, и киносети. И чем больше мы пропишем в законодательстве, тем легче станет курирующему ведомству. Они всегда смогут сказать на все письма общественности: «Вот закон, тут написано, по каким пунктам можно выдавать прокатное удостоверение, а по каким нет».

Первым слово попросил Сергей Шнуров, который, по его собственному заявлению, к кино имеет косвенное отношение. Музыкант вспомнил историю с фильмом «Левиафан», которому в 2014 году не выдавали прокатное удостоверение из-за нецензурной лексики. Шнуров призвал российских кинодеятелей быть актуальными:

— Идет всеобщая программа поддержки российского, отечественного «патриотического» кинематографа. Конкурентных преимуществ у нас немного. Единственное поле, на котором мы можем конкурировать, это актуальность. Без языка здесь не обойтись, — объяснил лидер группы «Ленинград». — Вы себе представляете, встречаются шофер и полицейский и начинают говорить канцеляритом. Естественно, зритель на это не идет, потому что это фальшь. Но если сделать так, как в жизни, прокатное удостоверение не дадут. Вот в этом казус. Одной рукой мы пытаемся поднять кинематограф, а другой рукой у этого же кинематографа отнимаем конкурентное преимущество. Дело не в мате. Мат — это, так сказать, весь язык в его большом объеме. Понимаете, вы отнимаете у художника красную краску и говорите: «Пиши закат». Никто же не поспорит, что мы находимся в ситуации заката.

Однако кинодеятели самым актуальным посчитали вопрос не о том, как говорить, а как договориться. Например, чтобы даты премьер зарубежных и отечественных лент устраивали и создателей картин, и кинотеатры, и зрителей. По мнению председателя совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина, нынешняя разрешительная система выдачи прокатных удостоверений тормозит развитие отечественной киноиндустрии. Он предложил учредить цифровую государственную услугу — декларацию прав правообладателя и заменить ею процедуру выдачи «прокаток».

Руководитель кинокомпании «СТВ» продюсер Сергей Сельянов считает, что производители и представители проката могут и должны договариваться о датах между собой.

— Такая мера, может, и не снимет все проблемы, но наведет некий порядок, сократит количество конфликтных ситуаций... не позволит принимать какие-то решения за неделю до релиза, что травматично для всех, — сказал Сельянов.

Но смогут ли производители и киносети договориться? Или начнется новый виток борьбы: уже не с зарубежными конкурентами, а друг с другом? Вопрос необходимо решать системно, это признают все. Участники Совета решили, что проблемам регулирования проката нужно посвятить отдельное заседание.


Драматург в Госдуме

Елена Ямпольская предложила драматургу, актеру и режиссеру Николаю Коляде войти в Общественный совет при Комитете Госдумы по культуре. Об этом депутат заявила 5 июня на открытии Уральского театрального форума в Екатеринбурге.

Входе свободного обмена мнениями руководитель «Коляда-театра» перечислил целый ряд проблем отрасли.

«Николай Владимирович, позвольте сделать вам предложение. Войдите в Общественный совет при нашем комитете. Мы стараемся собирать там людей, которые открыто выражают свою точку зрения, ни перед кем не расшаркиваясь», — отреагировала Елена Ямпольская.

Вернувшись в Москву, депутат направит уральскому режиссеру официальное письмо. «Я прекрасно понимаю, — объяснила Ямпольская ФАН, — что в выступлении Николая Коляды на театральном форуме были натяжки и преувеличения, но таково ремесло драматурга — выстраивать свою картину мира, по-своему соединять факты. Голос талантливого, самобытного человека, хорошо знающего русскую театральную провинцию, нам точно не повредит».

Коляда ответил согласием на предложение парламентария. Он подчеркнул, что в новом статусе надеется сделать для культуры «что-то хорошее».



Комментарии

Екатерина Мечетина, солистка Московской государственной академической филармонии:

— Я очень благодарна Елене Ямпольской, что она вынесла на повестку вопрос о судьбе музыкальных школ, да еще и первым. Было видно, что она максимально в теме. И если я в своем выступлении стала касаться каких-то конкретных тем и предложений, то она пояснила суть вопроса настолько точно, что стало очевидно, что глава комитета отнеслась к нашим проблемам с большим участием, и это, конечно, очень важно. Очень радует, что мы можем на высоком парламентском уровне обсудить такие вещи, причем делается это не просто ради того, чтобы поговорить, а ради реальных законодательных инициатив. Например, в апреле состоялась важнейшая дискуссия на аналогичной площадке Госдумы, и она также сыграла большую роль в том, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки.

Конечно, сегодня после слов президента о том, что музыкальные школы необходимо сохранить, риторика и отношение к проблеме изменились. Мы начинаем постепенно разбирать вал проблем, касающихся музыкального образования, вычленяем самое важное, срочное и существенное.

Надо сказать, если одно время ситуация казалась близкой к безнадежности, то теперь наметились позитивные тенденции, что не может не радовать. Обсуждения этого вопроса на парламентской площадке, безусловно, играли и продолжают играть в этом огромную роль. Большинство выступлений на Совете были максимально конструктивны. Очень интересные предложения озвучила и заместитель генерального директора петербургского Дома музыки Мария Ханько, а также глава департамента науки и образования Минкультуры Наталия Шутенко.


Мэри Назари, генеральный директор сети кинотеатров «Пионер»:

— Уровень дискуссии, количество вовлеченных неравнодушных экспертов и то внимание, с которым участники обсуждения и члены Общественного совета подошли к этому вопросу, не оставляет никаких сомнений, что тема выдачи прокатных удостоверений на фильмы, несмотря на ее сугубо индустриальный характер, очень важна и актуальна. Существующее законодательство о правилах выдачи и отзыва прокатного удостоверения не вполне отвечает актуальным реалиям кинопроката, и настало время внести в него изменения. А для представителей индустрии сам факт такого внимания к этой проблеме, ее обсуждение на таком высоком уровне, — крайне отраден.

Простой пример: сейчас всё — от учета налогов до оплаты штрафов и парковок — стремительно «диджитализируется», то есть переходит «в цифру».

В России создана и функционирует одна из самых передовых в мире систем цифрового учета проданных билетов, и только получение прокатного удостоверения на фильм — а по сути, это заявление правообладателя о своих правах на прокат фильма на территории России — по-прежнему имеет архаичный «доцифровой» характер.

Правообладатели до сих пор вынуждены собирать огромное количество бумажных носителей, а сотрудники Министерства культуры — перепроверять эти огромные папки, чтобы выдать прокатное удостоверение и присвоить номер в Росреестре. Разумный подход подразумевает сокращение этих действий и затрат человеческого труда.

Все дискуссии в Общественном совете при Комитете культуры проходят крайне конструктивно. Елена Александровна Ямпольская и комитет под ее началом всегда очень конкретно заявляют повестку и точно выбирают ключевых экспертов с разными точками зрения на обсуждаемый вопрос.

И данная дискуссия не стала исключением: проходила крайне эффективно — от очень эмоционального, но крайне прочувствованного выступления поэта и композитора Сергея Владимировича Шнурова до вдумчивого аналитического обзора современной ситуации в российском кино продюсера Сергея Михайловича Сельянова. Главное, что все точки зрения были представлены и картина получилась максимально объемной.

Полифония мнений — это наиболее ценное. Любые изменения в законодательстве только тогда чего-то стоят, когда учитывают мнения максимального количества участников процесса.


Эдгард Запашный, генеральный директор Большого Московского цирка:

— Заседанием я остался очень доволен. Я благодарю Госдуму и лично Елену Александровну Ямпольскую за то, что она пригласила нас на столь авторитетную площадку. Рад тому, что в комитете сохраняется здравомыслие, что депутаты, которые входят в комитет, понимают ценность российского цирка.

Поверьте, мы, как никто, заинтересованы в том, чтобы порядок в нашей сфере соблюдался. К примеру, я не единожды говорил о том, что необходимо ввести лицензию на профессию дрессировщика. Чтобы с животными работали исключительно профессионалы, а не все подряд, как это происходит сейчас. В первую очередь необходимо навести порядок в частном бизнесе, который как раз во многом и дискредитирует само понятие «цирк». На первом этапе достаточно ввести лицензии для предприятий. Однако здесь есть свои нюансы. Скажем, «Росгосцирк» получит одну лицензию, а работает в нем полторы тысячи человек. То есть, в случае злоупотреблений, из-за одного недобросовестного человека лицензии может лишиться целая компания. Согласитесь, это неправильно и несправедливо. Поэтому вторым шагом, естественно, необходим ввод лицензии непосредственно для самих дрессировщиков.

К сожалению, убедить всех не получится. Я бы очень хотел разделить два понятия: зоозащитник и зоорадикал. Среди зоозащитников огромное количество вменяемых, профессиональных людей. Они делают все возможное для спасения животных. Но при этом они не отвергают само понятие дрессуры и цирка. Тот же Николай Николаевич Дроздов, являясь видным зоозащитником, искренне любит цирк. Другое дело, зоорадикалы. Даже если мы создадим зверям все условия, выделим на каждого тушканчика по несколько гектаров земли, они скажут: «Тушканчик живет в Москве, а не в Средней Азии, как ему положено». С этими людьми диалог бесполезен. А вот с теми, кто действительно заботится о сохранности животных, кто понимает, что человек и животные не должны отгораживаться друг от друга, что мы со зверями продолжаем изучать друг друга, мы, конечно, готовы сотрудничать. Мы так же, как и они, стоим на стороне животных, хотим, чтобы они содержались в хороших условиях.



Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru