Светлана Сивкова: «Мы потомки великих мореходов»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.06.2018

Светлана Сивкова руководит первым в нашей стране комплексным маринистическим музеем. Основанный в 1990 году в Калининграде, он быстро стал одной из динамично развивающихся институций, получив в 2009-м Гран-при международного фестиваля «Интермузей».

культура: Что значит для Вас Госпремия?
Сивкова: Любая награда, особенно самая высшая, — прежде всего, ответственность, которую нужно оправдать. И в какой-то степени — аванс. Хотя мы уже немалого достигли: открыли единственную в стране Набережную исторического флота. Научились ремонтировать, сохранять суда, создавать на них экспозиции. У нас представлены корабли почти всех флотов: от арктического ледокола «Красин» до чукотской байдары и донского каюка. Всего более 50 судов. Историко-культурный центр «Великое посольство» располагается в памятнике истории и культуры Королевские ворота — символе Калининграда. У Фридрихсбургских ворот находится «Лодейный двор», где собраны средства передвижения по воде народов России. Это место связано с именем Петра, здесь он обучался артиллерийскому делу. Сейчас строим огромное здание «Планета Океан», планируем закончить в следующем году. Там покажем результаты научно-исследовательской деятельности. Поставим огромные аквариумы, разместим морские коллекции, создадим интерактивные экспозиции. На входе будет написано латинское высказывание Sapere aude. Кант перевел эти слова: «Имей мужество жить своим умом». Попытаемся в экспозиции ответить на кантовские вопросы: на что я могу надеяться, что я в этом мире, что мне нужно делать, чтобы сохранить планету.

Самый популярный экспонат музея — подводная лодка Б-413: не только сложный технический объект, но и целая философия. Подводники — элита флота. Лодки проекта 641 участвовали в Карибском кризисе. Есть также рыболовецкое судно-музей «СРТ-129» — единственное в нашей стране. Подобные суда когда-то ходили на промысел в Исландию и кормили всю страну селедкой.

Наш музей посвящен не только технике, занимаемся и вопросами экологии. Каждый год 8 июня, когда отмечается Всемирный день океанов, устраиваем акцию «Белый парус — чистый океан!». Приглашаем владельцев яхт, лодок, катеров выйти на берег моря, реки и убрать мусор.

культура: Как возник музей?
Сивкова: В 1979 году в наш город зашло научно-исследовательское судно «Витязь», это был последний рейс. Потом корабль планировали перебазировать в Москву к Олимпиаде-80, поставить на Краснопресненской набережной. Но не получилось: он остался в Калининграде. Ветшал вплоть до 1990 года, практически превратился в ржавую консервную банку. Специалисты говорили, что не подлежит восстановлению. Но мы решили попробовать, ведь с «Витязем» связано много славных страниц нашей истории: сотни новых географических названий на карте мира, десятки лауреатов Государственной, Ленинской, Сталинской премий. Это целая эпоха — начало советской океанологии, поэтому его нужно было сохранить. Однако быстро решить вопрос не удавалось, поскольку судно было построено в Германии в 1939 году перед Второй мировой. Большие начальники говорили: «Товарищи, как можно на фашистском корабле создавать музей советской океанологии?» Ученые отвечали: «Судно построено руками немецкого пролетариата». После долгой переписки я поняла: вот-вот распилят. Нашла телефон Дмитрия Сергеевича Лихачева. В то время сама была простым научным сотрудником Калининградского областного историко-художественного музея. А Лихачев как раз возглавил Советский фонд культуры. Сказал: пришлите все, что есть. Собрала посылку. И через некоторое время вышла статья, в которой говорилось, что Фонд занимается сохранением легендарного корабля «Витязь». В то время на публикации в прессе обращали внимание. Сразу приехали высокие чины из ЦК КПСС, из Министерства культуры. Их испугал разбитый «Витязь». Но наша команда крепкая, никогда не дрейфила. Верила: все сделаем. Так и получилось. Надо отдать должное Министерству культуры, которое в лихие 90-е взяло музей под свое крыло. Самое неморское министерство в итоге имеет огромный флот. Вспоминаю встречу с дочерью королевы Великобритании принцессой Анной, посещавшей ледокол «Красин». Она спросила: «Сколько у вас кораблей?» Я сказала: «Шесть — пять в Калининграде, один в Петербурге». Она ответила, что это огромный флот. Музеи обычно создаются императорами, крупными коллекционерами. Мы — особый случай. Хотя помогали друзья — моряки, яхтсмены. Сегодня принимаем 600 тысяч посетителей в год. А это немало, учитывая, что все население Калининграда — 460 тысяч.

Многие считают нашу страну сухопутной, но я верю: Россия — великая морская держава. Надо формировать морское сознание нации. Помнить, что мы потомки великих мореходов, открывших множество островов в Мировом океане. И уважать эту память.


Фото на анонсе: Михаил Метцель/ТАСС