Агент театральной безопасности

Денис СУТЫКА

28.09.2017

Российское Авторское Общество (РАО) выбрало представителя по лицензированию прав при постановке драматических произведений. Им стала компания «Театральный агент». О том, что это сулит российским авторам и каких результатов уже удалось добиться, корреспонденту «Культуры» рассказал генеральный директор РАО Максим ДМИТРИЕВ.

культура: Почему РАО решило привлечь к работе «Театрального агента»?
Дмитриев: Сегодня для того чтобы увеличить эффективность сбора вознаграждений, РАО передает некоторые виды деятельности на аутсорсинг. В частности, это касается «больших прав». Это обширная сфера, в которую вовлечен значительный ряд заинтересованных лиц: писатели, композиторы, режиссеры, хореографы, сценографы, художники по свету и костюмам. И здесь особенно важно построить прозрачную систему, которая бы отвечала ожиданиям авторов, эффективно обеспечивая их интересы.

Мы сотрудничаем с «Театральным агентом» не так давно, но уже, на мой взгляд, достигли хороших результатов.

Очень показательной является ситуация с неплатежами в РАО по уже заключенным лицензионным договорам. К сожалению, некоторые пользователи относятся довольно нигилистично к чужим правам на интеллектуальную собственность. Сотрудниками «Театрального агента» были выявлены факты злостного неисполнения лицензионных договоров по выплате вознаграждения: некоторые пользователи — театры по многу лет по какой-то причине не делали авторских отчислений. «Театральный агент» разбирается с такими прецедентами и в ряде случаев уже смог добиться погашения задолженностей. Агенты заинтересованы в результате, потому что привязаны к процентам от сборов, а значит, будут действовать более эффективно.

Также «Театральный агент» оказывает авторам юридические услуги, начиная с консультации по поводу заключения договоров с театрами и заканчивая полным спектром поддержки в правовом поле. «Театральный агент» ведет достаточно активную деятельность именно по части комфортного сервиса для клиентов, уже сейчас вознаграждение авторам перечисляется буквально в течение недели с момента получения денег на расчетный счет агента. При том, что раньше деньги «застревали» в РАО как минимум на месяц.

В будущем мы хотим, чтобы «Театральный агент» помогал подопечным и в продвижении результатов их творческого труда. Думаю, такой шаг может стать серьезным подспорьем для авторов, которые хотят донести свое творчество до потенциальных потребителей.

культура: Если я правильно понимаю, то «Театральный агент» станет неким посредником между РАО и авторами?
Дмитриев: Думаю, слово «посредник» в данном случае не совсем корректно. Сегодня я бы назвал «Театрального агента» помощником РАО, который, я уверен, уже в скором времени станет самостоятельной единицей, напрямую работающей с авторами.

Немаловажным аспектом является и понимание «Театральным агентом» современных реалий и технологий. До недавнего времени средний возраст специалистов РАО колебался около отметки 55 лет. А вот, например, в компании Mail.ru средний возраст сотрудников — 26 лет. Я не говорю, что 50 — это плохо, а 26 — хорошо, но в РАО должен был также появиться некий возрастной баланс. В наше время сфера авторских прав, рынок медиаконтента, технологии учета, контроля и распределения авторского вознаграждения меняются с невероятной скоростью, осилить новые подходы сотрудникам старшего возраста непросто, а значит, наладить процесс изнутри РАО было практически невозможно. А когда в дело вступают молодые профессионалы, наподобие тех, что трудятся в «Театральном агенте», то это идет на пользу как самому РАО, так и авторам.

культура: Уже есть какие-то конкретные результаты?
Дмитриев: Конечно. «Театральный агент» позволил улучшить работу по сбору вознаграждений и погашению долгов в досудебном порядке. В цифрах мы все это увидим чуточку позже, но уже сейчас можно говорить о том, что поставленные задачи решаются. К тому же мы разгрузили сотрудников РАО, позволив им сосредоточиться на «малых правах». Сбор вознаграждений в этой области гораздо более трудоемкий.

культура: Почему?
Дмитриев: Характерным примером является ситуация в сфере организации зрелищных мероприятий — концертов. Организатором, как правило, выступает юридическое лицо, которое арендует площадку. Проведя мероприятие, многие компании просто исчезают, не будучи привязанными к определенному месту, в отличие от пользователей «больших прав» — театров, филармоний, консерваторий и так далее. Работа с такими плательщиками авторского вознаграждения весьма трудоемка и требует гораздо больше времени и ресурсов.

культура: Год назад один из современных драматургов планировал выйти из РАО, потому что не чувствовал отдачи от общества. В частности, без его ведома была поставлена пьеса на Украине: естественно, ни о каких авторских отчислениях речи не шло. Подобный инцидент случился и в Казахстане. Тогда РАО не смогло оказать помощь своему подопечному в решении конфликта. Каким образом сегодня происходит урегулирование подобных ситуаций?
Дмитриев: РАО имеет договоры о взаимном представительстве с авторскими обществами, которые находятся в других странах. Таких договоров достаточно большое количество, есть договоры с соответствующими организациями на Украине и в Казахстане. Однако есть одно «но»: законодательство в этих странах очень похоже на то, что было в России до 2008 года. На Украине сейчас действуют порядка двух десятков организаций, занимающихся авторскими и смежными правами. Из-за этого на рынке творится беспредел. Когда к пользователю приходят представители нескольких обществ и говорят: «Дайте денег!», тот в свою очередь просит их вначале разобраться между собой.

Безусловно, у нас есть вопросы к работе украинских и казахстанских коллег, мы стараемся активно с ними сотрудничать, с тем чтобы обеспечить и в этих странах высокий уровень правовой защиты для российских авторов. Недавно РАО и другие российские организации по коллективному управлению правами стали инициаторами создания Евразийской конфедерации обществ правообладателей. В Конфедерацию вошли ведущие авторско-правовые организации из Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении и Азербайджана. Задача Конфедерации — гарантировать правообладателям вне зависимости от их гражданства равную защиту и обеспечить соблюдение общих стандартов прозрачности и подконтрольности деятельности обществ.

культура: После 2014 года стало сложнее контактировать с авторскими обществами на Украине?
Дмитриев: Конечно, ситуация усложнилась. Произошли серьезные изменения в музыкальной индустрии. Большое количество произведений российских авторов сегодня просто не используется на Украине. Уменьшился объем использования русской музыки вещательными организациями Украины, сократилось число гастролей российских артистов. Естественно, авторы понесли от этого определенные финансовые потери.

культура: Почему, на Ваш взгляд, пользователи все-таки с неохотой выплачивают авторские отчисления?
Дмитриев: В советский период все, кто осуществлял деятельность в области авторских прав, — радиостанции, ТВ-каналы, промоутеры и театры, — были государственными. Когда верстался бюджет, то человек, курировавший данный вопрос, просто закладывал выплату авторских отчислений. По сути — государственных средств. В 90-х годах ситуация кардинально поменялась. Появилась частная собственность, и бизнесменам приходилось расставаться уже со своими деньгами. При этом культуры использования интеллектуальной собственности у нас еще не было, и все стали экономить, на чем могли. Собственно, тогда же появился институт агентов, оказывающих услуги авторам по защите их прав и сбору вознаграждения. В целом на сегодняшний день все не так пессимистично, как может показаться. Думаю, постепенно ситуация будет меняться. Просто нужно подождать, пока вырастет более ответственное поколение.