Сруби «в охряпку»

Евгений БОРИСЕНКО

21.11.2013

Без науки не бывает реставрации. Одна из сфер интересов реставрационно-строительной компании «Альфарекон» — исследование этнографических материалов, полученных в ходе полевых работ. Фирма принимала участие в Богучанской археологической экспедиции. По результатам один из директоров компании написал статью, посвященную архитектурным особенностям жилищ Нижнего Приангарья. «Культура» публикует отрывки из исследования.

Этнический состав Кежемского района Красноярского края очень сложный — потомки старожильческого населения перемешаны с поздними переселенцами. Особняком стоит, пожалуй, Кежма, отличающаяся своеобразной замкнутостью. Здесь достаточно настороженно относились к пришлым.

Пестрота этнического состава отразилась и в жилище, и в хозяйственных постройках. Так, в Кежме и Чадобце сохранились северорусские черты, аналогичные тем, что были зафиксированы Ангарской археологической экспедицией 1957 года: относительное единообразие построек, двухэтажные амбары, связевые дома, отличающиеся предельной строгостью архитектуры, скупо украшенные резьбой на повалах, иногда скульптурой в виде конька на охлупне; наличники с одностворчатыми ставнями. Эти особенности нашли отражение в двух сохранившихся в Кежме и Чадобце домах, относящихся к первой половине XIX столетия. Часто встречаются и пятистенки с нарядными наличниками и двустворчатыми ставнями, декор которых тесно связан с деревянным зодчеством сибирских городов XIX – начала ХХ века.

Аналогии с Русским Севером обнаруживаются и в распространении двухэтажных амбаров и стаек. Так, в селе Кежма до 2010 года сохранилось несколько амбаров, один из которых признан памятником архитектуры. Как отмечают информанты, «в Кежме было много двухэтажных амбаров. Первый этаж разделяли на две части: одна, как правило, отдавалась под «дуплё» — ледник, а вторая, поменьше, — под спальню. На втором этаже располагался собственно амбар, там сушили веники, заготовки для сбруй». «Старинные» двухэтажные амбары с галереей-выносом — это своего рода визитная карточка Приангарья, они встречаются и в Кежме, и в Чадобце — населенных пунктах, основанных в XVII–XVIII веках. Однако, в Едарме не сохранились. Единственные «высокие» сооружения в деревне — стайки для скота с сеновалом на втором уровне.

По всей видимости, это стало следствием существующих различий в хозяйственной сфере между населением разных районов Приангарья. В Кежемском районе, ориентированном в том числе на сельское хозяйство, были распространены двухэтажные амбары и отдельно стоящие закрытые помещения для скота. В Иркутской же области — двухэтажные «стайки».

Существование летней кухни, которая именовалась «зимовьё» и была похожа на таежную избушку, можно отнести к архитектурным особенностям Едармы. Располагалось зимовьё чаще всего в глубине двора. Аналогичное название летней кухни было и в Кежме, но там строение выходило окнами на улицу, как и жилой дом. Информанты отмечают обязательность этого элемента на подворье.

В Приангарье было принято располагать бани близко к реке, так как из нее брали воду. Бани, разбросанные вдоль берега Ангары, — традиционная картина до настоящего времени. Особенно колоритно они смотрелись в Чадобце. В основном это маленькие баньки, топившиеся «по-черному». Информанты рассказывают: «Бани топили «по-черному», каменки там делали, в ней боковушки открываешь, чтоб золу выгрести. Воду в такой бане камнями грели, камень на печке нагреешь, в бочку деревянную с водой бросишь. Потом на каменку «бросишь ковшик» (воды на камни нальешь), «уши скручиваются».

Сейчас большая часть из них заброшена или используется не по назначению, например в качестве лодочных сараев. Сохранились приречные бани и в Едарме.

Большой интерес представляют и жилые дома. В Кежме и Чадобце широкое распространение получили дома на подклети, срубленные либо «в лапу», либо в «в обло». Вот как их описывают местные жители: «На улице Гагарина, 38 (в селе Кежма), стоит дом большой, там раньше жили очень зажиточные кежмари. Он смотрится как двухэтажный, но на самом деле — одноэтажный. Там просто вход в подпол был с двух сторон. В подполе обычно стояла голландка — железная печка, ее труба выходила в русскую печь. Голландку топили каждый день, а русскую печь только тогда, когда пекли хлеб, примерно раз в неделю».

Встречаются дома, срубленные «в охряпку», но их не так много. Строения более раннего периода имеют строгое оформление, позже появляются дома, украшенные «узорьём» (подзорами), ажурными наличниками. Из сохранившихся к 2010 году в Кежме зданий можно выделить небольшую избу, построенную в начале XX века. Расположена она была на Партизанской улице. По рассказу одного из информантов: «Дом привезла из деревни Савино бабушка Фиса, 1915 года рождения. Это было перед войной, потом муж ее ушел на войну и не вернулся. Она после того так и не вышла замуж, всю жизнь прожила в этом доме. В нем пол интересный, он как бы из плах полукруглых сверху, они покрашенные, но торчат. Там еще комод раньше был старинный».