Антон Алиханов: «Атмосфера «одобрямс» в Калининграде невозможна по определению»

Елена РУНКЕВИЧ

06.04.2017

В сентябре ему исполнилось 30. А еще через три недели Владимир Путин назначил его губернатором одного из самых сложных субъектов РФ. Подобно Крыму, Калининградская область окружена водой и территориями иных государств, отнюдь не самых нам дружественных. Вот только в данном случае спасительный мост с «большой земли» проложить нереально. «Культура» побеседовала с Антоном Алихановым.

культура: Ваша карьера настолько стремительна, что можно назвать ее уникальной. 6 апреля исполнилось полгода, как Вы заняли пост. Наверное, столкнулись с классической проблемой присланных из центра губернаторов — противодействием местных элит?
Алиханов: Мне кажется, уникальность моей карьеры несколько переоценена. Последние назначения в российских регионах говорят о линии президента на обновление, омоложение власти. А то, что я оказался самым молодым, — не более чем статистический факт. Надеюсь, этот рекорд будет побит.

Владимир Владимирович поставил задачу: продемонстрировать результаты, действовать эффективно и с полной отдачей. Поэтому работаю 24 часа в сутки, таковы же требования к членам регионального правительства. Конечно, справляюсь я или нет, во многом определять жителям области, с ними мы часто общаемся на встречах. Калининградцы довольно требовательны к власти, времени на раскачку не было. Текущие планы, считаю, мы выполняем. И все же необходимо пройти еще очень большой путь, много что изменить и улучшить. Сейчас дорабатываем программу развития субъекта до 2027 года, есть серьезная поддержка федерального центра, стоит задача модернизации региональной экономики, активизации в привлечении инвестиций. 

Что до потенциально конфликтных отношений с местными элитами, то, по-моему, тут больше инерции в восприятии Калининградской области. Подобное уже давно в прошлом. В самом западном субъекте Федерации очень любят свою землю, и, когда совпадают цели — касательно развития региона, улучшения жизни людей, качественной подготовки к чемпионату мира по футболу, — конфликтов быть не может. Это не отменяет разницы во взглядах и подходах: я приветствую дискуссии и внутри нашей команды, и на различных политических и общественных площадках. Полтора года моей жизни в Калининграде показали, что атмосферы «одобрямс» здесь не может быть по определению.

культура: Недавно Вы сообщили, что из-за недостатка профильных вузов область испытывает острую нехватку медицинских кадров и есть планы «перекупать» врачей в других регионах, повысив среднюю зарплату в больницах и поликлиниках. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой инициативе.
Алиханов: На базе нашего федерального университета несколько лет успешно функционирует медицинский институт, но он пока не покрывает потребностей в квалифицированных медиках. Нам надо наверстать дефицит более чем в 600 специалистов. Поэтому, да простят меня другие регионы, мы прорабатываем варианты предоставления приезжим наилучших условий. Столичный уровень по зарплате пока не обеспечим, но, например, планируем разрешить приватизацию служебных квартир через 7–10 лет работы в области. Также собираемся оказывать помощь в трудоустройстве супругам врачей, предоставлять детям места в школах и садах. Плюс повышение квалификации и доступ к самому современному медицинскому оборудованию. 

культура: Как продвигается строительство футбольной арены к ЧМ-2018? Были опасения, что стадион начали возводить слишком поздно и могут возникнуть трудности с введением в эксплуатацию. 
Алиханов: И в Москве, и в ФИФА наш стадион больше не обсуждается как проблемный объект. Ни по срокам (спасибо подрядчику), ни по инфраструктуре, ни по грунтам. Калининградская область выполняет все свои обязательства. Тем не менее еще предстоит решить ряд вопросов. Это реконструкция тренировочных площадок, завершение строительства гостиничной инфраструктуры и дорог на территории острова Октябрьского. Полным ходом развиваем волонтерское движение. Недавно область посетила комиссия Совета Федерации, которая подтвердила высокие темпы работ по подготовке к чемпионату.

культура: Существуют ли планы по возрождению местного футбольного клуба «Балтика»?
Алиханов: Что до нашей региональной команды, то надо сказать честно: клуб переживал не самые лучшие времена. Были проблемы со средствами, спонсорами. Сейчас выправляем ситуацию, нашли финансовое решение, обновили топ-менеджмент, привлекли тренера Игоря Черевченко. В межсезонье состав усилен новыми игроками. Поставлена задача удержаться в ФНЛ, а в перспективе вернуться в Премьер-лигу. Думаю, наши болельщики это заслужили.

культура: Перейдем к большой политике. Географическое расположение анклава специфично, и порой возникают странные разговоры. Некоторые поговаривают, что в регионе идет очевидная германизация — недавно ветераны обратились с соответствующим письмом к патриарху Кириллу. Вместе с тем довольно медийные персоны в Литве и Польше на полном серьезе заявляли, что Калининград вполне мог бы стать их волостью. Что Вы об этом думаете?
Алиханов: Периодически приходится знакомиться с публичной позицией отдельных деятелей из соседних стран. Мне это видится не более чем политиканством, причем часто эти высказывания на грани или даже за гранью маргинальности. 

По «германизации». Я знаком с мнением наших ветеранов, понимаю их неравнодушие, у нас запланирована с ними встреча. Но, прожив в области уже более полутора лет, могу точно сказать, Калининград — это, безусловно, Россия, никакая «германизация», «полонизация» или «марсианизация» тут невозможна. Здесь Россия и по духу, и по составу населения, и по исторической памяти. А по искреннему патриотизму и любви к «большой Родине» дадим фору многим другим регионам. И нет общественного движения или даже размышлений в пользу чего-либо противоположного.

культура: Правящая в Польше партия «Право и справедливость» не скрывает, что видит угрозу в современной России. Насколько Калининграду удобно вести диалог с польской стороной, и намерено ли областное правительство реагировать на снос памятников воинам-освободителям?
Алиханов: Во-первых, просто в силу географического положения мы обречены на добрососедство. Россияне и граждане Польши сегодня свободно перемещаются через границу, она не на замке. Во-вторых, необходимо разделять популистскую риторику, направленную на польского избирателя, и реальные процессы. Например, бизнес ориентирован на получение прибыли и поиск выгодных партнеров, и в связи с этим у нас достаточно продуктивно поставлена работа с поляками. Простые граждане, мне кажется, понимают, что никакой угрозы, тем более военной, для их страны ни от Калининградской области, ни от России не исходит. 

Нам очень больно, когда у соседей оскверняют или демонтируют советские памятники. Все, что регион может, мы делаем, действуем в рамках приграничного сотрудничества, отправляем на защиту монументов наших активистов. Лично намерен принять участие в традиционном мотопробеге 8 мая к крупнейшему в Восточной Европе мемориалу советским воинам в Бранёво. Мы очень благодарны нашим коллегам из российского внешнеполитического ведомства за их усилия по сохранению исторической памяти. Но, наверное, только время расставит все по своим местам.

культура: Может ли, по Вашему мнению, рост напряженности между Западом и Россией (размещение дополнительных контингентов НАТО в Балтии и усиление группировки ВМФ России в Калининграде) сказаться на инвестиционной привлекательности области? 
Алиханов: Принципиально — нет. Политика политикой, а у бизнеса другой подход. Нам надо загружать региональные мощности переработки, ранее созданные под импортное сырье, поэтому у нас растет агропромышленный комплекс. Стабильно прибавляют туризм, сфера IT. Здесь перспективно развивать производства, ориентированные на экспорт, ведь европейские рынки сбыта находятся совсем рядом. 

культура: Известно, что Калининградская особая экономическая зона будет переформатирована. В чем суть предстоящих изменений? Какие недостатки предполагается исключить путем апгрейда?
Алиханов: Собственно, главный период «переформатирования» мы уже прошли. До 1 апреля 2016 года продукцию, произведенную на территории ОЭЗ в Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны, можно было вывозить на остальную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных платежей. После 1 апреля — уже только с уплатой. Поэтому во взаимодействии с федеральным правительством мы разработали и внедрили механизм, позволяющий фактически осуществлять компенсацию таможенных пошлин. Были некоторые шероховатости, но в целом этот сложный период преодолели относительно спокойно. 

Теперь выбран путь постепенного улучшения условий функционирования ОЭЗ. В частности, мы предлагаем снизить обязательные платежи в государственные фонды для компаний-резидентов ОЭЗ, договорились отменить утилизационный сбор на сельхозтехнику в регионе, изучаем вопрос облегчения визового режима. Тесно взаимодействуем с федеральным Минэкономразвития. С учетом специфики субъекта такая работа для региональной власти ежедневна. 

На недавнем инвестфоруме в Сочи говорили о нашем опыте и о дальнейшем совершенствовании механизмов ОЭЗ. К примеру, возникла идея привязать льготы по соцвзносам к высокой заработной плате. Сделать льготу не для предприятия, а под каждого на нем работающего. Если он получает выше среднего — тогда применяются пониженные взносы в отношении предприятия. Это сработает и на расширение среднего класса.

Еще одно справедливое, на мой взгляд, предложение — продлить срок действия налоговых преференций для резидентов Калининградской особой экономической зоны в тех случаях, когда компании увеличивают объем инвестиций в экономику региона. Сейчас они освобождаются от налогов на прибыль и имущество на шесть лет. Но если за эти годы они увеличили свой инвестпоток, вложили еще, то льготы пролонгируются. Это стимул не дробить бизнес, не заниматься схемами ухода от обязательных платежей, а вкладываться дальше. 

культура: В 2015-м американский автогигант GM вместе со своими марками Opel, Chevrolet, которые собирали на заводе «Автотор», покинул Россию. Сильно ли это ударило по экономике региона?
Алиханов: На спад в автомобильной промышленности скорее повлияла текущая мировая конъюнктура, а не уход этих марок. Но уже по итогам прошлого года наш «Автотор» увеличил объемы производства по сравнению с 2015-м.

Проект автомобильного кластера прописан в Федеральной целевой программе развития Калининградской области. С 2013-го в него был вложен почти миллиард рублей. Средства ушли на разработку необходимой проектной документации, а также на строительство инфраструктуры. В этом году заканчиваем сооружение магистральных инженерных сетей, дорог в будущей промзоне.

Компания BMW в настоящее время изучает российский авторынок и его перспективы, рассматривает различные варианты размещения автомобилестроительного завода. Область презентовала этому немецкому производителю возможности региона, надеемся на положительное решение инвестора.

культура: По своему расположению Калининград кажется идеальным транспортным узлом для туристов, путешествующих между Россией и Евросоюзом. Планируете ли поддерживать лоукостеры, способствуя тем самым введению новых маршрутов? Или учредить свой, региональный?
Алиханов: Действительно, Калининград заинтересован в развитии авиасообщения, и мы видим выход именно в появлении регионального бюджетного перевозчика. Здесь уже несколько лет назад работала подобная компания, но в силу ряда обстоятельств опыт оказался неудачным. Все прежние ошибки учтем. Ставим задачу расширения как внутренних полетов по России, так и европейского направления. Это хорошо для туристов и очень удобно для инвесторов, бизнеса. 

Перевозчик будет создаваться на базе одной из существующих российских авиакомпаний, в режиме государственно-частного партнерства. Это ускорит процесс запуска проекта. Сейчас идут переговоры. 

культура: Эксперты утверждают, что заметно растет интерес иностранных туристов к нашей стране. Коснулось ли это положительное изменение Калининградского региона, из каких государств едут? Существуют ли планы введения особых визовых условий? 
Алиханов: При общем росте турпотока примерно на 30 процентов в год доля зарубежных гостей не увеличивается. То есть показатели улучшаются за счет внутреннего туризма. Нам есть что предложить и по соотношению цена — качество, и по событийности, и по разнообразию интересных, уникальных мест. 

Среди иностранцев преобладают граждане Германии, Польши, Белоруссии, стран Балтии, Скандинавии. Я надеюсь, что и география расширится, и количество туристов увеличится с внедрением так называемой электронной визы. Эта новация уже работает на Дальнем Востоке, занимаемся адаптацией ее у нас.

культура: Нам недавно рассказали удивительную вещь: в вашем регионе состояние объектов культуры в муниципалитетах включено в комплексную оценку работы властей. Низкий балл предусматривает гораздо меньшие преференции из областного бюджета...
Алиханов: В Калининграде есть безусловные культурные «флагманы»: Драматический театр, Музей Мирового океана, областная филармония и симфонический оркестр, прекрасный органный зал в Кафедральном соборе. Совсем недавно на побережье, в Светлогорске, открыт современный театр эстрады «Янтарь-холл», который ежегодно принимает крупные международные фестивали — театральный «Балтийские сезоны», кинофорум «Балтийские дебюты», «Голосящий КиВиН» и другие. 

В регионе есть интересные музеи — Калининградский областной историко-художественный и Музей янтаря. Их экспонаты неоднократно выставлялись и за рубежом — в Польше, Литве, Латвии, Германии, Франции, Италии, Чехии, Белоруссии, Испании. 

Здесь активнейшая событийная программа на любой вкус — от фестиваля «Калининград Сити Джаз» до Мирового чемпионата фейерверков, от Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева до янтарной биеннале. Сейчас мы активно зазываем к себе кинокомпании, готовы возмещать им часть затрат на производство фильмов на территории области. Поверьте, культурная жизнь в регионе бьет ключом.

За большим не забываем и про малое. В городах по федеральной программе обновляются кинозалы. Продолжается работа по оснащению библиотек необходимым оборудованием, подключению к интернету, созданию сельских модельных библиотек. Что касается последних, ежегодно из областного бюджета выделяются средства на приобретение для двух-трех из них компьютеров и мебели. В нашей небольшой области сегодня уже 30 библиотек на селе имеют материально-техническое оснащение, отвечающее потребностям современного пользователя. 

Нам есть чем похвастаться и что предъявить. А если говорить о мониторинге эффективности деятельности органов местного самоуправления, то, действительно, в него включен критерий обеспеченности учреждениями культуры. Успешная работа местной власти по их развитию и проведению культурно-образовательных и развлекательных мероприятий влияет на дальнейшее финансирование округов и районов. Не лишний стимул. И, повторюсь, регион всегда готов помогать не только знаковым учреждениям и инициативам, но и малым объектам культуры. Никто муниципалов один на один с их проблемами не бросает.


Фото на анонсе: Григорий Сысоев/РИА Новости