Не отставая от графики

Татьяна ВЕСНИНА, Томск

03.11.2016

Черное на белом и белое на черном. А между ними 400 сюжетов — ​смотрите, размышляйте. Остается ли рисунок компасом и полюсом для художника? Допустимы ли смелые эксперименты в академическом пространстве? Эти и другие вопросы затрагивает шестая триеннале «Рисунок России», проходящая в Сибири.

Проект Томского областного художественного музея, возникший в начале XXI века, за 15 лет превратился в центр притяжения для графиков. В 2016 году в триеннале принимают участие около 500 человек из 72 городов. География — ​от Дагестана до Перми. В этот раз к постоянным сибирским и уральским гостям присоединились еще несколько регионов, в том числе Крым.

Каждый художник мог представить три работы, но прежде они должны были пройти через двойной отбор: кураторский и выставкома. Некоторые изображения предъявляли комиссии через интернет. Экспозиция получилась плотной: в шести залах картины пришлось размещать в два, а то и в три ряда. Притом что формат большой: 70 на 90 сантиметров.

Жюри возглавил Анатолий Любавин, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского академического института имени Сурикова. Кроме того, в числе экспертов впервые значились представители Русского музея.

— Единственный периодический художественный проект, который поддерживает оригинальный рисунок — ​Томская всероссийская триеннале. Она подвигает на создание новых графических произведений, стимулирует интерес участников, формирует поле для экспериментов в классической области искусства, — ​объясняет автор и арт-директор выставки Татьяна Микуцкая.

Осмотр напоминает неторопливое чтение толстого романа с обилием героев и сюжетных линий. В каждом зале есть полотна, которые «не отпускают» несколько дней. К таким, например, можно отнести триптих «Берег» Оксаны Косенко (Красноярск). На листах разворачивается полноценная сага о реке. Композиция строится по закону кадра: выхваченный фрагмент увеличен, и изображенные лодки кажутся не средством передвижения, а скелетами живых существ. Энергия этой бело-черной графики (бумага, тушь) захватила не только зрителей, но и экспертов. Жюри присудило Косенко первую премию. Кстати, когда художница в первый раз показывала работы (нынешний проект для нее четвертый), один из членов выставкома заметил: «Крепко работает парень». Однако автором оказалась хрупкая блондинка, владеющая магией жесткого рисунка.

Мимо гусей Любови Серовой из Омска тоже невозможно пройти. Казалось бы, сюжет прост: на пригорке перед покосившимися воротами и забором пасутся домашние птицы. Очарование и необыкновенность сельскому пейзажу придает снег. Из взаимодействия белого и черного рождается объемный, полноценный образ деревни, патриархального быта. Серова тоже претендовала на первую премию, но в итоге заняла второе место.

«Рисунок стал женским», — ​пришла к парадоксальному выводу томская художница Татьяна Бельчикова после завершения осмотра. Действительно: на лидирующие позиции вышли дамы. Они смело и решительно осваивают большие форматы, погружаются в жесткий, «мужской» стиль, расширяют горизонты жанра. Пока сильный пол ищет себя в абстрактной графике, в игре линий, тонов и полутонов (Михаил Паршиков, Новосибирск) или переносит на лист эпизоды быта современных россиян (Николай Зайков, Барнаул), барышни идут в промышленные зоны городов (Лукия Мурина, Томск), превращают лирический пейзаж в философскую притчу (Анастасия Гурина, Омск), а в портрете выявляют черты мифоархаики либо символизма (Анастасия Свинарева, Иркутск; Ольга Царева, Барнаул). Женщины склонны к самоиронии (автопортрет Людмилы Плисецкой, Оренбургская область) и даже «хулиганским» наброскам (Евгения Шадрина, Новосибирск). Сама Татьяна Бельчикова, как и ее землячка Розалия Пантелеева, верны другой теме — ​уходящей натуре. Их старый Томск — ​это живущие в карандаше воспоминания.

Впрочем, гендерный подход к художественной экспозиции — ​дело спорное. Новосибирские рисовальщики Сергей Гребенников и Сергей Беспамятных, которых причисляют к ироническим концептуалистам, олицетворяют на выставке эксперимент, современное течение в графике. Их земляк Сергей Мосиенко работает в жанре, которому сложно подобрать традиционное название: его нефигуративное искусство находится на границе абстракции и философской сатиры.

— При выборе победителей столкнулись два подхода, — ​поясняет член жюри, искусствовед из Омска Людмила Богомолова. — ​Одними приветствуется рисунок, где есть сюжет, характер, драматургия на листе. Другое направление — ​концептуальное. Тут на первый план выступает выразительность линий…

Почти у всех авторов, принявших участие в «Рисунке России», судьба и карьера уже сложились. Однако попасть в проект все равно престижно. Кроме того, как заметил Анатолий Любавин, это позволяет художнику посмотреть на себя со стороны. Кстати, глава жюри высоко оценил идею проведения триеннале всероссийского масштаба не в столице или «миллионнике», а в таком городе, как Томск — ​с умным зрителем и интеллектуальной атмосферой. Ведь рисунок — ​это прежде всего мысль.


Фото: Агентство новостей ТВ-2