«И от Отчизны до конца не отворачивай лица!..»

Игорь АГАФОНОВ

29.08.2016

На Дону отметили 100-летний юбилей Анатолия Калинина.

Самые сильные впечатления, которые остались в моей памяти от знакомства с Анатолием Вениаминовичем Калининым, — ​это его простота, открытость и неторопливость в суждениях. В середине беспокойных 90-х, когда все куда-то неслось, сталкивалось, рассыпалось и собиралось вновь, встретить человека с убеждениями, не подвластными тогдашнему повсеместному мельтешению конъюнктуры и сиюминутности, было чудом. Сродни глотку чистого воздуха.

Не поручусь за детали, но главные темы нашей затянувшейся беседы помнятся отлично. А особенно ее тональность. Исключительно светлая. Без сетований, брюзжания и ностальгии. Чувствовалось, кое-что из новых веяний Калинину откровенно не нравится. А к чему-то относился и с юмором. Например, к «сеансу невиданной щедрости» — ​массовой раздаче хуторянам американских долларов, что устроил их заезжий земляк, изрядно «поднявшийся» в столичном Ростове, ставший олигархом и депутатом местного разлива.

Искренне волновало Анатолия Вениаминовича состояние виноградников в родном хуторе. Узнал я тогда и о вредителе-филлоксере, и о способах посадки чубуков (виноградных саженцев), и о секретах изготовления знаменитого донского сухого вина «Пухляковское»… На прощание писатель пригласил еще заезжать, но за журналистской текучкой больше свидеться так и не удалось. Зато память о встрече теперь оживляет строки биографии литератора, которые, впрочем, и без того не кажутся сухими.

Анатолий Калинин родился за год до великого слома старой России — ​революций 1917-го — ​и умер в непростом для России новой 2008-м. Он был, вне всяких сомнений, настоящим советским человеком и писателем. При этом не заявлял во всеуслышание о верности коммунистическим идеалам. Однако вскоре после распада СССР вступил в КПРФ и оставался в этой партии до самой своей смерти.

Черты «советскости» в биографии Калинина присутствуют повсюду. Отец был членом Тарасовского волостного ревкома, участвовал в реквизиции имущества. Сам будущий классик в 12 лет организовал пионерский отряд и стал первым его председателем. Подростком в 1930 году вместе с рабочей колонной ездил по станицам и хуторам Дона, проводя коллективизацию, а в 1931-м вступил в комсомол.

Затем — ​проба пера в районных газетах, в ростовском «Молоте», приглашение в Москву, в «Комсомольскую правду». Собкором «Комсомолки» Анатолий Калинин прошел Великую Отечественную. И здесь — ​красноречивая деталь. 14 января 1943 года в газете выходит его очерк «Донские казаки». Материал посвящен бойцам и командирам 5-го Донского кавалерийского казачьего корпуса, но в каждой строке проглядывает радость за казачество в целом, за то, что в тяжелую годину не просто вспомнили о нем, но и возродили исторические воинские традиции, само слово «казак» наконец перестало быть запретным.

А ведь в период бурной комсомольской молодости писателя все было совсем иначе. «Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», — ​вспоминал Калинин. По прошествии лет трудно да и не очень хочется разбираться в коллизиях того непростого времени. Многих оно сломало, других и вовсе уничтожило. Анатолий Калинин всегда жил по принципу, озвученному им в одном из стихотворений: «И от Отчизны до конца не отворачивай лица!..», что и позволило ему подняться над системой. Быть поближе к властям и материальным благам он не старался.

«Пухляковский затворник» — ​так в шутку называли друзья Анатолия Калинина. В 1946 году по совету своего друга Михаила Шолохова он приобрел на очередной гонорар скромный дом в хуторе Пухляковском и окончательно погрузился в сочинительство. Трудно сказать, появился бы на свет знаменитый «Цыган», удостоившийся миллионных тиражей и четырех экранизаций (сколько и у «Тихого Дона»), не поменяй автор городскую прописку на хуторскую. И дело тут не в самом факте «затворничества» — ​было оно весьма условным (все-таки многолетний депутат Верховного Совета РСФСР, уважаемый член Союза писателей), — ​а в притяжении среды, из которой вышел и сам Анатолий Вениаминович, и его герои. Ну и, конечно же, в приверженности родной природе, неизменному «соавтору» донского писателя.

Анатолия Калинина помнят, знают и продолжают читать далеко за пределами Ростовской области. Но на малой родине отношение к нему особое. Потому что дончане инстинктивно чувствуют в произведениях земляка щемяще близкие мотивы, узнают знакомые и дорогие места. Именно поэтому хутор Пухляковский, где он несколько десятилетий жил и творил, превратился в место настоящего паломничества, пиком которого стал нынешний юбилейный литературно-фольклорный праздник «Калининское лето».

Здесь было все — ​и песни, и чтение стихов, и выступления самодеятельных коллективов. Свою лепту внесли донские власти. Еще в 2013 году правительство региона за 3,1 млн рублей выкупило участок рядом с домом писателя. Здесь было запланировано создать галерею из картин, подаренных мэтру его знакомыми-художниками. Еще 9 миллионов понадобилось на то, чтобы к юбилею галерея торжественно открылась в новом модульном здании. Символическую ленточку перерезал губернатор Василий Голубев.

— Столетие нашего знаменитого писателя — ​праздник для всех жителей Ростовской области, — ​сказал глава региона. — ​Анатолий Вениаминович любил Россию, донской край, был настоящим сыном родной земли, думал не только о великом и большом. Он оставил уникальное наследие в литературе — ​в виде произведений и в жизни — ​в конкретных делах.

Среди таких конкретных дел — ​Раздорский этнографический музей-заповедник, чьему становлению Анатолий Калинин отдал много хлопотных лет. Писатель немало способствовал и тому, чтобы в Ростове заработала Публичная библиотека, долгие годы остававшаяся заброшенным долгостроем. Кстати, к 100-летию Калинина рядом с обновленной «Публичкой» торжественно открыли его бюст. А в саму уникальную по масштабам региона библиотеку поступили первые экземпляры юбилейного издания собрания сочинений литератора, выпущенного на средства областного бюджета.

Эти книги найдут своего читателя. Как находят зрителя экранизации калининских произведений. Даже Ростовский академический театр не остается без внимания многочисленных поклонников донского писателя. По крайней мере, премьера спектакля «Цыган», приуроченная к юбилею и обошедшаяся областной казне более чем в 3 миллиона рублей, прошла с аншлагом.