Братство кольца

Нильс ИОГАНСЕН

19.04.2016

Все меньше граждан РФ выезжает на праздники за границу. Но ведь и для отечественных черноморских здравниц начало мая — еще не сезон. Самое время совершить поездку по нашей средней полосе. К примеру, по «малому» Золотому кольцу. Предлагаем вам повторить маршрут, проложенный на днях корреспондентом «Культуры».

Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Кострома, Ярославль...— достопримечательности традиционного Золотого кольца нами неплохо изучены, как минимум, по многочисленным фильмам, книжкам, путеводителям, рассказам родных и близких. Однако совсем рядом раскинулись и другие интереснейшие русские города, зачастую обделенные вниманием туристов. 

Крепость на тракте

Всего 15 километров от Ростова по направлению на Углич — и взору открывается величественная крепость. Борисоглебский монастырь строился прежде всего как фортификационный объект.

— В 1363 году Сергий Радонежский приезжал мирить двух князей — Дмитрия Донского и Константина Васильевича. По итогам первому разрешили заложить крепость — с целью перекрыть стратегически важную дорогу. Сначала обитель имела деревянные стены, а в XV веке, при великом князе Василии II Темном, тут стартовало каменное строительство. К периоду польской интервенции цитадель приобрела нынешний вид, на ее вооружении стояли пушки и пищали, это был крепкий орешек, — рассказывает завотделом культуры Борисоглебского района Татьяна Клопова.

Высокие стены, крутые башни, глубокие рвы. Кладовые полны припасами, хватало пуль и ядер. В крепости не было регулярных частей, только монахи, но все — специально обученные воинскому делу. Однако «слабые духом, они не смогли справиться со своими страстями. Поколебались и впустили врага. Смутное время было, и души их смутились», — напоминает о постыдном явлении научный сотрудник Борисоглебского монастырского музея Наталия Шеина.

Польское воинство подчистую разграбило обитель. Впрочем, стены уцелели, а где-то в запасниках лежит чудом сохранившаяся пушка. Сейчас она не экспонируется — на объекте ведутся реставрационные работы, но вскоре орудие поднимут в одну из бойниц.

Пока здесь нет полной «лепоты». Но так даже аутентичнее: нужно совсем немного воображения, чтобы представить, как носятся монахи с бердышами и пищалями, дымится котел с расплавленной смолой — воины в рясах, что посмелее, готовятся отбивать штурм...

В окрестностях поселка тоже немало интересного. Около деревни Кондаково находится древнеславянская святыня — «Голубой камень», тут была священная роща, проводились старинные обряды. Еще в XIX столетии крестьяне справляли около таинственного мегалита Иванов день, Масленицу и другие праздники. Народ охотно едет сюда и сегодня. Местная администрация всячески способствует развитию туризма, планов масса.

— На въезде к нам старинное здание таможни, хотим вскоре открыть соответствующий музей. Купец Петр Елисеев — основатель знаменитой династии — из наших мест, уроженец деревни Яковцево. Надо его память увековечить. Пока дом купца Елкина ремонтируем, здесь разместится экспозиция по быту XIX века. На большее денег не хватает, — говорит глава Борисоглебского муниципального района Владимир Попов.

А тут еще и «смежники» подкузьмили — автобусы с туристами из Ростова почему-то больше не жалуют поселок. Хотя инфраструктура гостеприимства развивается, есть новые заведения общепита, с отелями и турбазами тоже порядок, а экскурсоводы рассказывают так увлекательно, что заслушаешься. В чем же проблема? И куда смотрит областное начальство?

— Мало создать продукт, нужно его еще и подать — продвинуть. Это хорошо, что они не стоят на месте, но требуется и активность в презентационном плане. Пусть выходят на нас, поможем, — отвечает на критику замруководителя Агентства по туризму Ярославской области Андрей Жаров.

Стоит отметить, что поселковый турпоток все равно впечатляет — около 10 000 человек навещают Борисоглебский ежегодно. Для такого небольшого местечка — немало.

Я живу на одном, ну а ты — на другом

В администрации Тутаева могут похвастаться цифрой в 70 000 туристов. И это несмотря на то, что столь монументальных сооружений, как в Борисоглебском или Ростове, здесь нет вовсе. Первым делом гостям предъявляют кустодиевские тропинки. 

— Есть у нас тополь, возле которого живописец любил сидеть с мольбертом. А еще в Тутаеве снимали «Двенадцать стульев», «Хождение за три моря» и ряд других картин. Показываем места съемок, многие узнают, — уверяет директор МУ «Туристический информационный центр города Тутаева» Марина Пирожникова.

Вид на Волгу с крутого правого берега великой реки действительно завораживающий. Да и с левого — не хуже. Однако наличие водной преграды значительно усложняет логистику. Ведь нынешний Тутаев — это два населенных пункта, которые некогда были слиты в одну административную единицу. Соединяет их паром, курсирующий туда-сюда. Именно поэтому в Рыбинск логичнее ехать по одному берегу, обратно — по другому. Только так можно ознакомиться со всеми тутаевскими сокровищами. На правом берегу — краеведческий музей, музей адмирала Ушакова и дом купца Вагина, где представлены старинные предметы быта. На противоположном — остатки древней крепости и уже упомянутые кустодиевские места.

Пропускать ничего не стоит, в особенности краеведческий музей. Помимо традиционных прялок и утюгов, присутствуют экспозиции, посвященные местным промыслам.

— При Петре I к нам из Европы завезли овец. Армии требовалась теплая одежда, вот и появился госзаказ. Другая наша дореволюционная гордость — лен. Расцвет текстильной промышленности пришелся на вторую половину XIX века, — объясняет ведущий специалист департамента культуры и туризма Тутаевского муниципального района Светлана Худякова.

Территория древнего детинца, что стоит на левом берегу, пуста, уцелел лишь Крестовоздвиженский собор, который начали строить в конце XVI столетия. Само же городище с отлично сохранившимся валом — XIII века, если не более раннее. И, естественно, о нем ходят легенды.

— Про подземный ход, что лежит под Волгой, люди знали издревле. Однако самое удивительное, тайный лаз нашли. Конечно, вел он не под реку, а в ближайший овраг, но тем не менее. В 1957-м в городище проводились археологические раскопки, и ученые наткнулись на 170-метровый тоннель высотой около двух метров и такой же ширины. Его обследовали и сразу засыпали — во избежание несчастных случаев. Деревянные крепи давно сгнили, все держалось на честном слове, свод в любой момент мог обрушиться, — поясняет научный сотрудник тутаевского ТИЦ Татьяна Соломатина.

Впрочем, древнее «метро» — только одно из местных преданий, коих здесь предостаточно. Вам расскажут еще про Ивана Грозного, про Екатерину Великую, вездесущих монголо-татар, коварных поляков и даже про Михаила Ивановича Калинина.

А я рыба, я рыба

Точную дату основания поселения Усть-Шексна никто не знает, городом Рыбинском оно стало в 1777-м. Разночтения в источниках открывают широкие возможности для различных юбилейных мероприятий. Чуть ли не ежегодно тут праздник, и это хорошо.

Закрытый некогда город постепенно преображается. По набережной приятно пройтись, рядом появляются интересные туристические объекты. «Рыбинские рыбы» — новый бренд, которому немногим больше года. На первой линии у реки в старинном доме разместился симпатичный магазинчик, где творят художники.

— Сначала разрабатываем проект изделия, консультируемся с ихтиологами, есть у нас соответствующий институт. Потом мастер работает резцами и бормашиной, материал — обычная доска хвойных пород. Далее художник расписывает фигурку в точном соответствии с утвержденным учеными эскизом. И вот — смотрите, они как живые, — показывает основатель проекта «Рыбинские рыбы» дизайнер Алексей Алексашин.

Деревянная плотвичка обойдется в 1500 рублей, осетр или щука — около десяти тысяч. Можно заказать и копию своего трофея, по фотографии вам сделают рыбу, которую не стыдно повесить на стену. Власти поддерживают проект, помещение умельцам выделили на безвозмездной основе. И такая забота окупается.

— По итогам 2013 года количество принятых путешественников составило 143 300 человек, из них в городе остались на ночевку 94 300. В 2014-м — соответственно 151 100 и 98 400, в 2015-м — 171 900 и 113 300. Как видите, прогресс налицо — стараемся, — гордится начальник сектора туризма управления культуры Рыбинска Мария Березина.

С археологическими сокровищами приезжие могут познакомиться в краеведческом музее. Здание, построенное лет сто назад в стиле «псевдорусский модерн», замечательно и само по себе. Недалеко от него — площадь с памятником Ленину, он тоже уникальный. Ильич без традиционной кепки, одет по-зимнему, на голове ушанка. Второй такой — только в далеком Бийске.

На противоположном берегу, там, где когда-то стояла деревенька Усть-Шексна, продолжаются археологические изыскания. Для туристов построен музей, есть и кусочек древнего поселения — деревянная башня и фрагмент стены. А совсем рядом — главный хит города. Музей «Советская эпоха» в микрорайоне ГЭС-14 бешеными темпами набирает популярность — за год рост турпотока составил 50 процентов.

Клуб, в котором разместилась экспозиция, заложили в 1938-м, сдали в 41-м, уже в первые дни войны. И с тех пор тут мало что изменилось. Да и в самом поселке тоже. Возведенный по немецкому проекту уютный городок обладал всем необходимым для жизни. Парк, спортплощадки, магазины, больница, аптека, прачечная, школа, детский сад, прочая социальная инфраструктура. Везде — скульптуры, изящные балюстрады, даже водонапорная башня — и то смотрится.

На здании ДК висит плакат, стилизованный под 30-е, в фойе — оригиналы брежневской эпохи. В актовом зале с бархатными шторами и навевающими ностальгию хлопающими деревянными креслами репетирует местный хор. Впечатление, будто время здесь остановилось.

— 1 мая у нас демонстрация — самая настоящая, с лозунгами и транспарантами. Приезжайте — мы всем рады. Каждый сможет принять участие — но особенно ждем ветеранов войны, эти люди наша гордость. Процессия, как когда-то, идет по улицам поселка, мимо ДК, звучат песни тех лет. Очень интересное мероприятие, торжественное и одновременное доброе, радостное, — делится директор МУК ДК «Волжский» Любовь Глухова.

На 9 Мая в подвале откроется мемориальное бомбоубежище, оно тут действовало в годы войны. Подземелье оборудуют лавками, а санитары и бойцы гражданской обороны станут объяснять туристам, как правильно вести себя при налете...

Шуйская башня

Перегон в сторону Ивановской области через древний городок Гаврилов-Ям может стать серьезным испытанием для подвески авто и нервов водителя. Регион выделяется наиболее скверным асфальтом. Поэтому стоит быть предельно осторожным и внимательным.

Город Шуя ассоциируется с князьями Шуйскими. Представители династии имели здесь вотчины, по легенде, будущий царь Василий приезжал в уезд на соколиную охоту. А вот скорняжный промысел — доподлинный факт, именно за него боярин получил прозвище «Шубник».

Шуйский туризм — в основном транзитный, тут останавливаются на пути в Палех или обратно. И сразу же идут осматривать главную достопримечательность, 106-метровую колокольню Воскресенского собора. Сооружение величественное и загадочное, по стилю и масштабу оно выбивается из окружения, хотя различных церквей в городе не счесть. Когда-то у местных купцов считалось высшим шиком отстроить храм побогаче. Но все эти культовые объекты просто теряются на фоне огромной башни.

— В 1810 году итальянский архитектор Маричелли начал возводить колокольню, однако что-то у него пошло не так. Верхние ярусы обвалились, и строение спустя двадцать лет доделывал подрядчик, крестьянский сын Михаил Саватеев. Затем была эпопея с колоколом, при транспортировке его утопили в реке, потом доставали, — рассказывает директор Шуйского историко-художественного музея им. М.В. Фрунзе Владимир Возилов.

По поводу происхождения колокольни гуляют легенды. В том числе, что в XIX веке сооружение, построенное в незапамятные времена, лишь подвергли косметике. Именно поэтому оно такое нетипичное и циклопическое. Никакого документального подтверждения подобные версии не имеют, однако народ они привлекают. При мне группа туристов, высадившаяся из легковушки с питерскими номерами, активно обсуждала тайны шуйской архитектуры. После чего направилась в музей. Кстати, очень нетипичный — без утюгов, прялок и лаптей. Зато с уникальной подборкой «хитрых сосудов», коллекцией картин некоего шуйского адепта стиля Матисса и богатой экспозицией копий огнестрельного оружия.

Белка песенки поет

Село Палех не нуждается в особом представлении, работы здешних мастеров знают во всем мире. Правда, дорога сюда терниста: в населенном пункте Пречистое придется форсировать филиал дорожного ада, количество ям в пересчете на квадратный метр не поддается учету.

Тут достаточно посетить всего один объект — Государственный музей Палехского искусства. Есть, конечно, еще и Музей лаковой миниатюры, но в главном выставочном комплексе представлены все виды искусства. В том числе и замечательные картины Алексея Корина. В запасниках их более полусотни, экспонируется всего пара. Но каких... Безвестный палехский крестьянин и его жена смотрят с полотен как живые, гениальный художник смог передать характер. Не меньшего внимания заслуживает живопись академика Николая Харламова.

Выставка миниатюр периодически обновляется, сейчас ее тема — «Сказка о царе Салтане». Один из наиболее любимых местными мастерами сюжетов, на данную тему рисовали и сотню лет назад, и сегодня.

— Палехские мастера умеют соединить на одной картинке весь сюжет, который получается как бы в динамике. Более того, по сути, каждая миниатюра — целый кусочек истории, ведь Александр Сергеевич переложил на стихи древнюю память народа. А наши живописцы творчески переосмысляют литературное произведение, вот и выходит у них очень большой эпизод — сами посмотрите, — знакомит с экспозицией директор ГБУ «Государственный музей Палехского искусства» Ольга Колесова.

И действительно, всего на одной шкатулке мы видим и белку с орешками, и Царевну Лебедь, и град с мощными стенами, окруженный морем, и богатырей. Не меньший интерес представляют эскизы декораций, созданные в разное время палехскими мастерами. Некоторые их них можно охарактеризовать как «русское аниме» — красивые длинноногие юноши и девушки в традиционных костюмах с одухотворенными лицами, мудрые государи и могучие воины. Даже ради этого сюда стоит приехать.

Таинственная фортеция


Следующий пункт нашего вояжа — Юрьевец — привлекает поклонников творчества Андрея Тарковского, ежегодно здесь проводится кинофестиваль «Зеркало». В дом, где он когда-то жил, приходят толпы киноманов, они же оккупируют все гостиницы в округе. Кстати, с размещением и общепитом в городе полный порядок, а цены очень дружественные.

— У нас есть кинозал, где можно посмотреть любой фильм мастера за символическую плату. Взрослый билет — 60 рублей, детский — 30. В экспозиции также подлинные вещи Тарковского, предметы со съемок, фотоматериалы, — завлекает директор ГБУ «Музеи города Юрьевца» Елена Силкина.

Еще один актив юрьевцев — титанические останки крепости «Белый город». Мы идем по древнему валу, мой провожатый — первый замглавы Юрьевецкого муниципального района Денис Круглов. В детстве он, как и все местные мальчишки, облазил старинные укрепления вдоль и поперек. Пацаны искали подземные ходы, тайники и клады. Видно, что развалины давным-давно заброшены. Несколько поколений старателей активно растаскивали кладку.

— Из белого камня в городе построено немало домов. Общая протяженность стен, то есть теперь, увы, только валов — более двух километров. В цитадели насчитывалось около полутора десятков башен, некоторые были исполинского размера, — объясняет Денис Круглов.

Не поспоришь: то и дело вал расширяется до 70–80 метров, тут стояли башни соответствующего диаметра. Сама насыпь — порядка 15 метров высоты, местами зияет ров аналогичной глубины. А ведь за века они еще и оплыли... Нет сомнений, что где-то поблизости имелся в старые времена некий грозный супостат, против которого наши предки возвели столь мощную фортификацию.

Но какой? Согласно официальным данным, крепость заложили в 1661-м по указу царя Алексея Михайловича. Однако тогда это был уже чуть ли не центр державы, ближайшие враги находились за тысячи километров. А строить в глубоком тылу подобную твердыню — нонсенс. Поэтому конспирологическая версия о том, что укрепление возникло в незапамятные века, имеет право на существование. Некоторые предания говорят о том же.

— Легенд хватает, они порой очень интересные, красочные, вот только документальных подтверждений нет. Зато достоверно известно, что центральную улицу в нашем городе мостили пленные французы, их сюда пригнали после войны 1812 года, — кивает завотделом по научно-просветительской работе ГБУ «Музеи города Юрьевца» Эмма Аксенова.

Окончание путешествия в следующем номере.