Казаки — это воины. Но не только

Станислав ПЕРМЯКОВ

19.10.2013

В слове «Дон» сокрыто множество смыслов и стереотипов. Это река на юге России. Это земля размером с иную страну. Это богатая многовековая история. Это, наконец, бравые казаки, живущие здесь с незапамятных времен.До революции в составе Российской Империи выделялась обширная Область Войска Донского, управлявшаяся наказными атаманами. Казаки пользовались немалыми льготами, которые сполна отрабатывали на полях сражений, при охране государственного порядка. Именно верность присяге и долгу не позволила большинству казаков принять революцию. Как итог — расказачивание, уничтожение большей части своеобразного народа.Казалось, казачий дух испарился, оставшись лишь на страницах романов. Но к началу 1990-х забурлило и на Дону. Заявили о себе немало тех, кто помнил о своих казачьих корнях. Попадались среди них и экстремисты. С годами «пена» ушла, и казачья инициатива вошла в русло государственной службы.Сегодня казачье движение на Дону представлено главным образом Войсковым казачьим обществом «Всевеликое Войско Донское». Организация объединяет казаков, состоящих на государственной службе в соответствии с федеральным законом от 5 декабря 2005 года. Казачьи лидеры все чаще избираются в состав муниципальных структур, возглавляют сельские районы, где преобладает казачье население.Эта тенденция наблюдается и на уровне региона. Ныне действующий заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров в июне этого года был избран атаманом Войска. Он родовой донской казак, соединивший в себе несколько старинных казачьих родов, хорошо знающий обычаи и культуру края. Человек образованный, современный, в свое время хорошо проявивший себя как директор одного из предприятий АПК. Занимался наукой, преподавал в столичном вузе.С момента избрания В.Г. Гончарова прошло четыре месяца. И сегодня ему впору рассказать о своих первых шагах на новом поприще, поделиться планами.

культура: Виктор Георгиевич, что лично для Вас означает казачество?

Гончаров: Я родовой казак. Мама — из старинного казачьего рода Номикосовых. В Гражданскую войну их крепкую семью, жившую в Константиновске, разбросало по всей стране, немало ушло за границу. Многое о казаках я узнал от бабушки по папиной линии — живого свидетеля того, как воевали казаки друг с другом, как их потом НКВД преследовал. Она из рода Быкадоровых — небогатого, но большевики и их прижимали.

С детства я увлекался историей, да и сейчас люблю читать историческую литературу. По-иному себя не идентифицирую — только казак. В ходе Всероссийской переписи населения так и назвал себя, мои сыновья — тоже.


культура: Что такое казачество — народ, этнос, сословие? В чем его главные цели, предназначение?

Гончаров: Больше склоняюсь к тому, что это не народ. Это смесь почти всех народов Европы и Азии. В казачество отбирали тех, кто мог показать себя воином, это особый склад людей. 

Уверен: государство многое потеряло, когда после Гражданской пошло на тупую месть, на полное расказачивание. Ведь задача казаков — служить государству. По-другому им никак нельзя. Но и казаки зря начали играть в политику, в белых и красных. Приходит новая власть — нужно служить ей, сохранять целостность страны. В чем-то другом казачество себя никогда не найдет. Конечно, есть среди казаков ученые, артисты, писатели. Но главное все-таки другое. Наша задача, и мы такую работу уже ведем — начиная с детсадов, выявлять будущих воинов. Такие методики есть, в школах ребята должны изучать боевые искусства. И уже там нужно смотреть, кто лучше подходит для службы в армии, кто — для госслужбы, таможни и т.д.


культура: Иначе говоря, все сводится к силовой компоненте?

Гончаров: Я бы так не сказал. Скорее, это служение по наведению порядка во всем. На Дону реализуется областная долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ, рассчитанная на 2007-2014 годы. Только в 2012 году на ее реализацию из областного бюджета выделили более полумиллиарда рублей. Казаки привлекаются к несению государственной и иной службы в соответствии с региональным законом «О казачьих дружинах в Ростовской области». Получают за это неплохую зарплату. Казачьих дружинников на Дону уже около 1200. Они участвуют в охране общественного порядка, рыбных запасов, лесов, защите госграницы, в борьбе с распространением наркотиков и так далее. Простому человеку зачастую трудно, а порой и опасно подойти к хаму и сделать ему замечание. А крепким мужчинам в форме это проще. Согласно закону, они патрулируют свои территории совместно с полицией.


культура: Вы как-то заявляли о том, что было бы неправильно возрождать казачество в былых формах.

Гончаров: На самом деле, никто этих форм толком не знает. Это могут сделать историки, да и то если сильно постараются. Если говорить о казачьей демократии трехсотлетней давности, то кто может доподлинно сказать, какой она была? Что именно тут возрождать? Нашу историю столько раз переписывали. Так что будем возрождать казачество с учетом современности. Оно должно органично встроиться в общество. Сейчас казаков не хватает во всех регионах. Недавно президент Ингушетии заявил — дайте мне казаков, переселите назад. Оно и понятно: казаки, впитавшие в себя культуру и обычаи как славянских, так и кавказских народов, всегда были на Кавказе неким буфером.


культура: Какие первоочередные цели поставил перед собой атаман ВВД?

Гончаров: Главное — чтобы в  наше Общество пришли казаки, которые в него не вступили. В свое время они не нашли себя, потеряли ориентиры, кого-то власть обидела. Будем работать со всеми, чтобы вернуть их в лоно настоящего казачества, правопреемником которого является ВВД. Но для этого они должны видеть, что им может дать Войско — зарплаты, возможность вести бизнес, защищенность. 


культура: Почему такое большое внимание на Дону уделяется казачьей компоненте в образовании, созданию кадетских казачьих корпусов?

Гончаров: Потому что нам нужны кадры, и без их образования не обойтись. Актуальным становится вопрос обучения казачьей молодежи в исконно русских, казачьих, православных, патриотических традициях и ценностях, дальнейшее увеличение казачьих учебных заведений, введение в общеобразовательных школах на территориях традиционного проживания казаков казачьих классов, факультативных курсов, военных кафедр в вузах.

Сегодня на территории ВВД, и в частности Ростовской области, создана и действует целостная система казачьего образования. Это более 200 учреждений с охватом около 29 тысяч обучающихся. Среди них четыре казачьих кадетских корпуса — в Новочеркасске, Шахтах, Белой Калитве, Аксае. Там обучается 970 кадет, среди которых большинство — сироты и опекаемые, дети из неполных и малообеспеченных семей. Более 90 процентов выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают свое образование в престижных вузах страны, из них ежегодно свыше 35 процентов поступают в военные вузы. Престижность обучения в кадетских корпусах подтверждает высокий конкурс при поступлении — до 10 человек на место. 

Правительством Ростовской области утвержден план-график по расширению сети казачьих кадетских корпусов в регионе на период до 2020 года. Новые корпуса появятся в поселке Орловский, в Таганроге, других городах и районах области. А есть еще шесть казачьих кадетских учреждений начального профобразования, где обучается более 1660 кадет. Уверен, что большинство из них станет патриотами, настоящими гражданами России.


культура: Насколько оправдано объединение должностей, вхождение казачьих лидеров во власть?

Гончаров: В свое время это было требование самого Войска. Такое практикуется во многих регионах. На Кубани атаман — заместитель губернатора, в Астрахани атаман — глава областного правительства. Такая тенденция прослеживается по всем казачьим Войскам России. Думаю, на данном этапе развития казачества это необходимо. Как чиновник, я могу повлиять на ситуацию, чтобы это было полезно для Войска, не позволю заблокировать какое-то нужное решение.


культура: Если откровенно — тяжелее стало работать после избрания атаманом? 

Гончаров: Нагрузка выросла. Поэтому возникла потребность реинжиниринга в системе управления структур, которыми я ведаю. Определенные перемены произойдут в структурах и Войска, и областного правительства. Я согласовал с губернатором Ростовской области  Василием Юрьевичем Голубевым срок — сделать это максимум до середины ноября. Если получится, как задумано, то в течение года сила и влияние ВВД резко возрастут, Василий Юрьевич нас в этом поддерживает.


культура: Не останется ли в тени силовых единоборств собственно культура?

Гончаров: Нет, мы будем ею заниматься тщательно. Возьмемся за изучение культурных традиций прошлого. Уже скоро состоится наша встреча с казаками-некрасовцами, возвратившимися в Россию после того, как их предки еще триста лет назад, после восстания Кондратия Булавина, ушли за рубеж. Интересно понять, как они жили, как сохранили казачьи обычаи. Наверное, мы будем стилизовать одежду казаков, чтобы ею можно было гордиться. Нужно возрождать православные обряды и традиции. Это стержень, который нельзя терять. Надо возвращать историческую память, надо ставить памятники — ведь столько было героев-казаков, внесших вклад в становление великой России. Нужно возрождать традиции питания, культуру потребления алкоголя. Да-да, ведь казаки вино не пили — они его кушали. Вино шло как сопровождение к пище, а не как средство для того, чтобы побуянить.


Казачьи традиции не только возрождаются — на глазах рождаются новые. 1 сентября, в день Донской иконы Божией матери на площади Ермака возле Войскового Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске был установлен российский рекорд хорового пения. Сводный казачий хор — 3681 человек — исполнил казачий гимн «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» и русскую народную песню «По Дону гуляет казак молодой». Участников уникального события и всех жителей области поздравил с праздником губернатор Василий Голубев. Главный храм казаков — это святыня не только Дона, но и всей России. Здесь находится усыпальница легендарных донских атаманов — Платова, Ефремова и других. «Второе солнце Дона» — так называют собор в народе. Он третий по величине в России — вмещает до 5 тысяч верующих, очень красивый. И по праву стал финалистом конкурса «Россия 10».


Огромный пласт работы для нас — это культурные ценности, вывезенные с Дона за рубеж после Гражданской войны. Мы только приступаем к этой теме. Возможность вернуть их есть, поступают предложения многое из этих ценностей забрать. Губернатор нашей области уже дал поручение выходить на контакты, начать эту работу. Надо вернуть реликвии на Родину, построить для них музей. Ведь у донских казаков многовековая история. Работы хватит на десятилетия. Уверен, что справимся. Как говорят на Дону, слава Богу, что мы казаки.


Публикуется в рамках совместного тематического проекта газеты «Культура» и правительства Ростовской области.
Материалы подготовили: Станислав Пермяков, Геннадий Белоцерковский,
Алексей Кобляков,  Анна Платонова.