08.03.2015
Идти в кинотеатр можно всей семьей. Старшие ностальгически вздохнут по доброму юмору «Золушки» российской — 1947 года, ныне уже колоризированной, по сценарию Евгения Шварца и с Яниной Жеймо в главной роли. Младшие по достоинству оценят прагматизм «Золушки» голливудской.
Заокеанская героиня (Лили Джеймс) умеет за себя постоять. Мать перед смертью напутствовала ее: «Надо быть сильной и верить в добро», и дочь научилась обращать в свою пользу, казалось, самые неблагоприятные обстоятельства. В замке мачехи у нее нет друзей? Нестрашно. Можно взять в приятели мышей и гуся, тем более, они такие забавные. Не в чем ехать на бал? Пустяки. Легко перешить старое матушкино платье, и оно будет смотреться как новое. В деревне советуют покинуть поместье, где ее так унижают? Никогда. Здесь жили покойные отец и мать, и она должна хранить дух этого дома. Принц женится на девушке, которой подойдет туфелька? Ерунда. Она, Золушка, хороша для него сама по себе — и с туфельками и без.
Суженого (Ричард Мэдден) героиня встречает в лесу, где тот охотится на оленя, и политкорректно советует ему не преследовать животное. Олень скачет прочь, а охотник возвращается к себе в замок, полный решимости жениться на прекрасной незнакомке. Отец, правда, хочет в невестки принцессу Сарагосскую. Но отпрыск резонно возражает, что о международных альянсах думать не время, лучше заняться делами внутри страны, да и невесту сыскать местную — пусть не понаслышке знает проблемы соотечественников. И вообще — оценить обстановку следует на балу. Там можно и претенденток посмотреть, и себя показать.
Для великосветского торжества режиссер Кеннет Брана, снявший в свое время «Гамлета» и поднаторевший в изображениях аристократических развлечений, придумал несколько нетривиальных ходов, а оператор Харис Замбарлукос — массу интересных ракурсов. Любителям микста компьютерной и натуральной съемки рекомендую сцену отъезда Золушки с бала. Карета, превращающаяся в тыкву, и форейторы, у которых за доли секунды вырастают хвосты, производят сильное впечатление.
В активе мастера камеры также сногсшибательные виды идиллического королевства и его обитателей. Рощи, замки, проселочные дороги и корабли в порту особенно хорошо смотрятся с высоты птичьего полета, а платья и мундиры — с крупных планов. Вне конкуренции, разумеется, феерический бальный наряд героини, на который ушло 240 метров ткани и десять тысяч кристаллов "Сваровски".
Для ценителей кинематографической роскоши эта сказка — бальзам на сердце. Создатели картины могли бы и не озвучивать своих достижений (в том числе 17 огромных люстр, изготовленных на заказ в Италии, 3 600 метров бирюзового бархата для обивки стен, 16 000 искусственных цветов из шелка, 5 000 изготовленных вручную свечей) — им бы поверили на слово. Без арифметики ясно: фильм без остатка отрабатывает свой внушительный и по голливудским меркам бюджет.
Какая часть его потрачена на гонорары актерам — коммерческая тайна. По слухам, получили они больше принятых ставок. Скажу одно: сколько бы ни заплатили Хелене Бонем Картер (Фея Крестная) и Кейт Бланшетт (Мачеха), их работа того стоит. Неплохо, правда, поискать недублированный сеанс — чтобы сполна насладиться мастерством этих замечательных актрис.