С любимыми не расставайтесь

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.11.2014

На экранах научно-фантастическая мелодрама о любви и разлуке людей, покоривших пространство и время.

Недалекое будущее, американская глубинка. Дела на ферме идут неважно: песчаные бури уничтожили урожай пшеницы, созревает лишь кукуруза, но, по прогнозам, и ей «колоситься» недолго. В целях экономии ресурсов, человечество отказалось от использования летательных аппаратов и дорогих машин, оставив лишь роботов-комбайнеров, обслуживанием которых занимается бывший летчик, вдовец Купер (Мэттью Макконахи). Его первенец Том (Тимоти Чаламет) заканчивает школу, планирует заняться фермерским хозяйством. А дочь Мерфи (Маккензи Фой) — названная в честь острослова, сформулировавшего закон «если неприятность может случиться, то она обязательно произойдет», — предпочитает общаться с призраками. Правда, невидимые шалуны на прямой контакт не идут — то сбрасывают книги со стеллажа, то рисуют залетевшим в окно песком таинственные знаки на полу ее комнаты. Изучив борозды, Купер расшифровывает бинарный код пространственных координат. Прибыв в указанную точку, папа с дочкой обнаруживают засекреченный ЦУП НАСА, возглавляемый доктором Брэндом (Майкл Кейн), готовящим запуск шаттла к черной дыре, обнаруженной близ Сатурна. На «дне» этой «кротовой норы» мерцает неведомая галактика, в которой имеются пригодные для жизни миры — убежден ученый. Он предлагает Куперу возглавить отправляющийся на их поиски экипаж «Интерстеллара».

Мерфи тяжело переживает расставание с отцом, девочка уверена — Купер бросил ее с братом на верную смерть. Что отчасти оказывается правдой. Во время полета пилот челнока узнает: пути назад нет. К тому же время на орбитах «кротовой норы» бежит гораздо медленнее, чем на Земле. Драматизм разлуки астронавтов и их близких усугубляется роковым обстоятельством: видеопослания на «Интерстеллар» доходят, а ответы с корабля — нет. Земные годы бегут неумолимо… Перед смертью доктор Брэнд поручает своей помощнице и ученице, повзрослевшей Мерфи (Джессика Честейн), завершить изучение законов гравитации, позволяющих рассчитывать на спасение землян экипажем «Интерстеллара», исследующего орбиты «кротовой норы». Но проблема в том, что проверить гипотезу Брэнда можно лишь в черной дыре, в которую и решает ринуться Купер.

Сценарий монументальной космической одиссеи написан режиссером совместно с братом, Джонатаном Ноланом, под влиянием гипотез физика-теоретика Кипа Торна. Согласно идеям популярного ученого, научный мир стоит на пороге открытия мощнейших гравитационных волн, создающих ускорения, позволяющие перемещаться во времени через «прорехи» искривленных космических пространств. Приняв на веру постулаты Торна, соавторы исследовали «человеческую составляющую» квантовой гравитации. И убедились: от наблюдателей, находящихся внутри макропроцессов, сопровождающихся невероятным выбросом энергии, в самом деле, зависит судьба Земли.

Сплетая несколько мелодраматических линий, братья Нолан от коллизии к коллизии увеличивали эмоциональную нагрузку на персонажей. Растянув и уплотнив пространство, представив сюжет индивидуального спасения как элемент апокалиптической драмы, постигали чудо превращения простодушных исследователей в спасителей человечества. И обнаружили в букете параллельных историй единственную, достойную счастливой, развязки: Купер обещал дочери вернуться и, понимая, что Мерфи живет верой в обещанную встречу, не постоял за ценой данного слова. Физическая нужда друг в друге возрастала у отца и дочери пропорционально разделявшему их расстоянию, умноженному на неумолимое время: Мерфи старела, Купер шел от неудачи к неудаче — топтался на месте, одновременно улетая в никуда. Но «вдруг как в сказке скрипнула дверь», и святочный рассказ о мытарствах блаженных, готовых жертвовать собой ради назначенного свидания, оказался историей о происхождении куда более мощной и парадоксальной энергии, чем гравитация черных дыр — гравитации любви и разлуки.

«Интерстеллар» уже стал предметом медитаций для киноведов. Из более чем десятка вдохновлявших братьев шедевров назовем главный — «Солярис» Тарковского. Именно этот режиссер открыл закон: Космос благоволит лишь тем, кто стремится исполнить свой земной долг.