12.04.2013
В 70-е годы объяснять, кто такой Валерий Харламов, не требовалось. В те времена хоккеистов знали так же, как артистов и космонавтов: не только по имени, но и в лицо. Даже люди, далекие от спорта, повторяли имя этого человека с трепетом и гордостью. Еще бы! Именно он развенчал миф о непобедимости канадской команды, изменив в один день мнение самонадеянных заокеанских профессионалов о нашем хоккее и заставив тем самым уважать не только советских спортсменов, но и страну.
Объяснить сейчас поколению «next», что значило имя Харламова для каждого, кто жил в Советском Союзе, и что такое победа в 1972 году над канадцами в стартовом матче эпохальной суперсессии СССР — Канада, сложно. «Легенда № 17» — прекрасная возможность не просто увидеть знаменитую харламовскую игру, но и узнать, как ковался характер человека, настроенного только на победу.
Биографических картин и на большой, и на телевизионный экран у нас выходит немало. Из последнего хотя бы — «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Страсти по Чапаю». Александр Митта готовит ленту «Шагал-Малевич». Есть спрос на биографии известных людей — есть предложение. В 2007 году режиссер Юрий Королев уже снял телефильм «Валерий Харламов. Дополнительное время» с Алексеем Чадовым в главной роли. Но акценты в той картине были расставлены иначе, нежели в «Легенде № 17». Для Лебедева, впервые столкнувшегося с новым для себя жанром, важнее оказалось не пересказывать всю биографию хоккеиста, а создать на экране захватывающую эмоциональную историю, которая позволит почувствовать дух времени, его вкус, силу и азарт — и с задачей этой режиссер справился.
«Легенда № 17» не совсем байопик и не просто фильм о спорте. Это история о формировании характера, о становлении личности, о самореализации, которая возможна благодаря тому, что человек чувствует свое призвание. А еще картина — о взаимоотношениях мудрого учителя и талантливого ученика — тренера Тарасова и начинающего хоккеиста Харламова. Тарасовские методы воспитания были жесткими, даже жестокими, но ведь в хоккей играют настоящие мужчины. Сцена расстрела шайбами («Тебе не больно, Харламов! Защищай ворота, как детей бы своих защищал, как Родину защищают!») — одна из мощнейших даже в этом, эмоционально перенасыщенном фильме. Именно так и должен был формироваться характер человека, заставившего соперников не бояться себя, но уважать.
Тарасов — одна из лучших работ Меньшикова в кино. Он играет тренера, создающего команду, которая должна победить, а точнее разгромить канадцев. Тарасов шел к этому всю жизнь — и не только из-за профессиональных амбиций. Была внутренняя задача — поднять престиж родины. Громкий резкий голос, отточенные фразы — привычка отдавать команды на льду. За весь фильм ни одного лишнего слова. Но главное — взгляд. Проницательный, зажигающий, иногда испепеляющий. Меньшиков без малейшего нажима играет истинного Учителя — строгого, неудобного, но внутренне глубоко любящего своих учеников.
Сыграть в кино невыдуманного персонажа — задача не из простых. Обязательно найдется тот, кто скажет: он в жизни был другим. 27-летнему Даниле Козловскому удалось не только воплотить на экране образ хорошего парня, который стремится к победе любой ценой, но и сделать этот образ многогранным, осязаемым: страстный спортсмен, любящий сын, верный товарищ. Он и страдает, и влюбляется, и дружит, и играет в хоккей, и ошибается, и исправляет ошибки — все по-настоящему. Несмотря на возраст, Козловский уже прочно зарекомендовал себя как крепкий профессионал. И эта работа — явное тому подтверждение.
Великолепен Владимир Меньшов в образе чиновника, курирующего спорт. Скользкий, хитрый провокатор — как паук, вьющий паутину заговоров. Хоккей — на последнем месте, главное — выслужиться.
С выходом «Легенды № 17» на экранах появится герой, на которого хочется быть похожим. И дело не в его профессии, а в том, что этот парень — настоящий, без фальши.
Этот фильм войдет в историю кинематографа не только благодаря исторической, художественной и культурной ценности, но и нравственной составляющей, воспитывая неравнодушное отношение к родине, увы, подзабытое.
В финале Харламов кружит в центре хоккейной площадки, куда направлен свет единственного прожектора, не под спортивный марш, а под грустную мелодию. Его победы, которых после Монреаля было немало, — уже история, и немного печально на душе, что яркая звезда хоккеиста так рано закатилась: Харламов погиб в автомобильной катастрофе в 1981 году. Но радость и гордость по итогам просмотра затмевают минорную ноту. Главное — нынешним 20-летним уже не надо будет объяснять, кто такой Валерий Харламов. Теперь они узнают и полюбят человека, еще при жизни ставшего легендой. Легендой под номером 17.