Под небом голубым есть Витебск золотой

Алексей КОЛЕНСКИЙ

02.04.2014

В прокат вышел байопик Александра Митты о художниках, изменивших мир. 

Выпускник Парижской школы живописи Марк Шагал (Леонид Бичевин) возвращается в родной Витебск с молодой женой Беллой (Кристина Шнайдерман) и организует Первое высшее художественное училище. Вскоре к нему присоединяется Казимир Малевич (Анатолий Белый) и увлекает местных подростков идеями супрематизма. На дворе — 1919-й, полыхает Гражданская война. А в провинциальном городке расцветают искусства — улицы украшают примитивистские картины питомцев Шагала, громыхает расписанный поклонниками Малевича трамвай...

Однако революция требует жертв, и над училищем сгущаются тучи — безответно влюбленный в Беллу комиссар Наум (Семен Шкаликов) грозится отправить студентов на фронт. Шагал всячески препятствует этому, но все его усилия тщетны. В конфликт вступает и Малевич — вдохновленные им юные живописцы за одну ночь расписывают фасад вокзала агитационным панно и удостаиваются похвалы самого товарища Троцкого. Школа спасена. На общем собрании большинство студентов голосует за супрематизм и изгоняет основателя училища.     

Байопики о художниках — несчастливый жанр. Творческие поиски и озарения требуют уединения и самоотречения. На первый взгляд,  важнейшему из искусств тут поживиться особенно нечем. Но все меняется, когда врывается революционный вихрь — художник выходит из тени, вступает в единоборство с эпохой и меняет мир. Митта поймал своих героев именно в такой момент, представил заложниками вечности у времени в плену. Одержимый идеей вернуть человечество в сон золотой, гениальный Шагал уклоняется от конфликтов, спасает всех кого может... Но едва спасается сам. Малевич не верит в сны, набивается в соавторы революции и становится вождем поколения.  

Долгие годы преподававший сценарное мастерство Митта сложил историю противостояния живописцев из элементов исторической драмы, сентиментальной мелодрамы, бытовой комедии, утеплил лубочными сценами и цирковыми номерами в духе «Синей блузы», представил Марка Захаровича чародеем, а Казимира Севериновича — чудо-богатырем. Заставил поверить в сказку, показал, откуда растут синие избы и супрематистские «натюрморты», а на сладкое раскрыл секрет летучих полотен Шагала.