Гуляй, шальная императрица!

Павел СУРКОВ

16.10.2019


«Екатерина Великая»
Великобритания, 2019

Режиссер: Филип Мартин

В ролях: Хелен Миррен, Джейсон Кларк, Джозеф Куинн, Рори Киннер, Джина Макки и др.

На одном из британских каналов завершился показ сериала «Екатерина Великая», HBO приготовил премьеру на 21 октября, в России же фильм будет доступен в интернете. «Культура» попыталась разобраться, что представляет собой этот проект — добротное кино, очередную клюкву или умелую провокацию вроде нашумевшего «Чернобыля».

Есть в мировой истории такие фигуры, чье значение очевидно всем — вне зависимости от погружения в национальный, культурный или собственно исторический контекст. Титаны, на которых опирается само движение вечных процессов, и они спустя столетия остаются в народной памяти определенными символами, зачастую неоднозначными и многогранными. И в соответствующее время их оценивают по-разному. Тем обиднее, когда характеристика эта оказывается поверхностной.

Так вышло и с Екатериной II, уже давно превратившейся в международный символ сильной женщины, твердой рукой взявшей власть и укрепившей Российскую Империю на мировой политической арене. Да, в бурной биографии правительницы всегда есть за что зацепиться многочисленным беллетристам — будь то ее властные или любовные амбиции. Второе для киношников зачастую оказывается куда притягательнее первого, ибо сочными амурными похождениями гораздо проще подкупить массового зрителя. Новый мини-сериал Филипа Мартина «Екатерина Великая» — очередной пересмотр жизни императрицы, но на сей раз поданный с точки зрения абсолютного европейца начала XXI века.

Сериальное обращение к русской истории в последнее время выходит не слишком удачным — достаточно вспомнить с треском провалившийся сериал «Последние цари», посвященный трагической судьбе Николая II, который по количеству исторических ошибок, казалось, побил все мыслимые и немыслимые рекорды. Так что поневоле от «Екатерины Великой» ждешь именно псевдоисторической вампуки — жалкого кинокомикса про шальную императрицу в ферромонистом окружении ее многочисленных фаворитов. Однако на деле получилось довольно любопытное, хотя и весьма неоднозначное зрелище.

На роль Екатерины назначена Хелен Миррен — очень странный выбор. У главной дамы британского кинематографа действительно огромный опыт игры местных коронованных особ — она уже перевоплощалась в Елизавету I в одноименном сериале Тома Хупера, и в Елизавету II в спектакле «Аудиенция» и фильме «Королева» (2000), а теперь пришло время нашей Екатерины. Но не поздновато ли? Ведь ни компьютерная графика, ни грим, увы, не могут скрыть возрастного несовпадения. Изображать 33-летнюю императрицу (действие начинается с переворота 1762 года) 70-летней Миррен явно не под силу.

Вот из-за таких мелочей сериал фактически и «разваливается». Не спасает даже Джейсон Кларк в роли графа Потемкина — во многом он и является главным героем сериала, фактически определяя развитие сюжета. Нужен Крым? — Григорий тут как тут. Необходимо решить армейские вопросы? — Потемкин всегда готов. Приструнить бывших фаворитов? — железная рука графа решит любые вопросы.

«Екатерина Великая» на самом деле есть не что иное, как банальная и чрезвычайно обыденная история любви стареющей женщины к молодому и сильному мужчине, — просто погруженная в антураж богатых покоев и условно связанная с событиями российской истории. Именно «условно» — поскольку исторические процессы в сериале показаны достаточно фрагментарно, и даже попытки акцентироваться на бремени власти оказываются несостоятельными.

Хотя, казалось бы, у первой серии есть многообещающее начало: свергнувшая Петра III Екатерина отправляется к заключенному в крепости Ивану VI, там же встречает Мировича — и у зрителя возникает предчувствие серьезной заявки на историю о политических интригах или как минимум костюмированных приключениях в стиле «Железной маски», но тут в кадр входит невозмутимый Потемкин, и императрица мгновенно забывает обо всем и вся.

Вместе с тем отдадим сериалу должное — у него была возможность скатиться в откровенную клюкву и пошлость, но в полной мере, к счастью, этого не произошло. Даже водку в кадре пьют лишь однажды — и то по важному поводу: после победной Крымской кампании. Естественно, отсутствуют сцены разврата; режиссер удержался от дикого соблазна — заставить пожилую Миррен быть максимально откровенной. И как ни молодит хорошую, в общем-то, актрису компьютерная графика, так и видны прорехи в нарисованных царских усадьбах. Дополняют визуальное бедствие излишне цветастые декорации, изображающие императорские покои. В подобной аляповатой сюрреалистической «комиксовости» сериальная Екатерина выглядит не как историческая личность, а скорее как героиня мифов и анекдотов.

Пожалуй, для современного зарубежного зрителя сериал транслирует две следующие важные мысли. Русская императрица — основоположница феминистского дискурса и вполне могла бы вписаться в модную ныне концепцию «сильной женщины» (в некоторых кадрах она даже чем-то неуловимо напоминает Ангелу Меркель в ее лучшие годы), но при этом не лишенную человеческих качеств. И то, что рвущиеся сегодня к власти отдельные дамы порой откровенно уступают сильной и мудрой Екатерине (хотя и той не чужды вполне себе человеческие слабости).

Второе. Российская история вполне достойна того, чтобы стать источником для больших масштабных драм, отсылающих к текущей политической ситуации (во всяком случае, после просмотра «Екатерины Великой» у западного обывателя точно не останется вопросов типа «чей Крым?»). И ее фигуры — это настоящие гиганты, которым можно посвятить отличное, глубокое, многослойное повествование. А можно — просто интерьерную альковную драму о том, как военный красавец-мужчина в идеальном мундире свел с ума шальную императрицу. Которая, впрочем, довольно крепко держалась за власть и не усадила фаворита на трон. И если это заставит зарубежного зрителя взять в руки русский исторический роман, скажем, того же «Мировича» Данилевского, то, можно считать, даже и такая довольно поверхностная история, как «Екатерина Великая», снята не зря.  

Вот только, судя по тому, сколько в этом сериале ляпов и неточностей, авторам сериала самим стоило бы изучить правильный учебник российской истории. Ведь дьявол, как известно, кроется в деталях. И всегда готов обмануть тех, кто сам желал обманывать.