Александр Петров: «С Горюновым меня роднит опыт тотального одиночества»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

16.10.2019

Экранизация «Текста» стала этапной, лучшей ролью Александра Петрова. 

 

культура: Вы упомянули, что это первая киноработа, которую бы не постеснялись показать своему мастеру, профессору ГИТИСа Леониду Хейфецу. В чем секрет успеха?
Петров: Секрет в сотрудничестве. Мы обговорили с Климом правила игры — ​не выделываться, следовать сценарию. Могли отработать сложнейшую сцену на морозе, закончить в пять утра и проговорить в машине еще два часа.

Работали в гуще толпы: где ставилась камера — ​там и возникала площадка. Когда мы уезжали из подмосковного Дзержинска, где снимали уличную натуру, местные жители расстраивались — ​настолько мы сроднились. Они среди ночи выходили к группе, угощали чаем, звали на борщ. Все очень по-домашнему, люди чувствовали, что наша команда приехала заниматься делом.

культура: Чем отличается сценарный Горюнов от романного персонажа?
Петров: Глуховский видел в моем герое субтильного романтика с филфака, но я с ним не вполне согласен. Илья — ​один из тысяч парней, никому не желавших зла, но затянутых в водоворот криминальных событий. Он изо всех сил пытается найти выход из сложной ситуации и при этом остаться человеком.

культура: Что самое драматичное в Вашем герое? 
Петров: С Горюновым меня роднит опыт тотального одиночества. Я испытал подобное, когда в 17 лет переехал из Переславля-Залесского в Москву — ​вокруг ни родственников, ни друзей. Этот опыт здорово закаляет, но он нужен, чтобы спустя некоторое время обзавестись единомышленниками. Так и за спиной у Горюнова никого нет. Однажды он встречает родственную душу — ​девушку из турагентства «Роза ветров», но не может поделиться с ней своей бедой.

Теперь я счастлив. Конечно, за годы жизни в Москве «оброс» своим кругом, друзьями, близкими — ​еми, кому могу рассказать о самом сокровенном.

культура: Вы самый востребованный артист. Кому скажете за это спасибо?
Петров: Хорошим учителям и свободно выбранному пути.

культура: Чем объясняете беспрецедентную популярность и доверие публики?
Петров: Никогда над этим не размышлял, нужно просто быть человеком.

культура: Продолжаете писать стихи?
Петров: Иногда.

культура: Вы однажды сказали, что распланировали свою жизнь по пятилеткам…
Петров: Абсолютно верно, но как именно — ​тайна.

культура: Какого классического героя хотели бы сыграть?
Петров: Раскольникова. Горюнов имеет некоторое сходство с ним.

культура: Подобно герою Достоевского, Илья мучается, но не раскаивается. Следствие эмоционального шока?
Петров: Нет, допущенной по отношению к нему несправедливости.

культура: «Текст» предлагает довольно мрачный взгляд на вещи, а есть светлая сторона?
Петров: Нужно ничего не бояться, делать что должен и хочешь, до конца идти своим путем.

Система совершает ошибки, от них никто не застрахован. Ваню Голунова поддержала общественность, и, слава Богу, он вышел на свободу. Илье Горюнову помог телефон, герой раздобыл деньги и билет в новую жизнь. Ему оставалось совсем чуть-чуть, но ценой спасения оказалось предательство, которое он не был готов совершить.