01.02.2019
культура: Когда мы увидим картину?
Федорченко: Вероятно, в мае. Дата премьеры еще уточняется, запланирован широкий прокат.
культура: Что дал Вам опыт работы над лентой?
Федорченко: Я давно стремился снять клаустрофобическое кино с одним героем, но если бы не встретил исполнительницу главной роли Марту Козлову, вряд ли бы решился. Поразили глаза — других таких уже нет; увидев их, провел большой кастинг, чтобы удостовериться в правильности выбора. С ней не надо делать поблажек на возраст. Ей было всего шесть лет, а мы работали с ней, как со взрослой актрисой, многое обсуждали, искали, и она все понимала с полуслова. Удивительно, не возникло сложностей — она оказалась хорошей актрисой.
культура: Великая Отечественная все чаще рифмуется с клаустрофобией — и «Т-34», и «Спасти Ленинград» рассказывают о войне как попытке вырваться из преисподней, оставаясь в замкнутом пространстве. И Ваша героиня выживает, спрятавшись в камине немецкой комендатуры.
Федорченко: Это реальная история, я придумал только завязку и финал. Сначала текста было больше, но при работе над сценарием и картиной слова куда-то улетучивались, оказывались неважны, само собой получалось немое кино.
культура: С «Овсянок» в Ваших лентах доминирует женское начало, и вот родилось кино с выживающей в оккупации кэрролловской Алисой.
Федорченко: И побеждающей в мировой войне. Это история брошенного ребенка — неважно, цыганского или еврейского, — осознавшего себя на войне.
культура: Про холокост снята масса лент, не боялись обвинений в спекуляции?
Федорченко: Нет, ведь я ненасмотренный человек. Мне нравится мой документальный фильм 2002 года «Давид» — о минском мальчике, для которого холокост стал началом страшной жизни. Его нужно показывать вместе с «Войной Анны», в апреле сдвоенный показ пройдет в Московском еврейском центре.
культура: Какие знаки признания Вам особенно дороги?
Федорченко: Два главных «Золотых орла» стали полной неожиданностью. Но и, конечно, никогда не забуду, как после просмотра на «Кинотавре» лучшие актрисы страны выходили из зала и вставали на колени перед Мартой. Мы к этому были абсолютно не готовы.
культура: Сейчас Вы работаете над фильмом «Последняя милая Болгария». Что это за кино?
Федорченко: Психоаналитический детектив по мотивам воспоминаний Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Являясь учеником и апологетом академика Павлова, писатель пытался исследовать причины своей меланхолии. Основное действие картины происходит в алма-атинской эвакуации, в 43-м, но есть и события Первой мировой, Гражданской, революции и Великой Отечественной. Сейчас заканчиваем монтаж, планируем показ к августовскому юбилею Михаила Михайловича.
Фото на анонсе: Вячеслав Прокофьев/ТАСС