Владимир Меньшов: «Кино делится на честное и необязательное к просмотру»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

19.05.2018

16 мая стартовал XIV Севастопольский международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе». За пять дней город русской славы увидит двести неигровых картин из тридцати стран на восьми площадках. Накануне открытия «Культура» пообщалась с президентом смотра Владимиром Меньшовым.

культура: В программе доминируют фильмы о войне. В чем состоит посыл фестиваля?
Меньшов: Прежде всего, внимание уделяется воспитанию патриотизма, речь идет об отношении к Родине, семье, ближним, истории и не в последнюю очередь — ​о любви к морю и флоту.

культура: С  Севастополем Вас связывает личная история?
Меньшов: Нет, исключительно фестивальная и киношная. Впервые я увидел Крым взрослым человеком, в девяностом году снялся здесь в картине Игоря Черницкого «Ивин А.».

культура: Популярность неигровых лент растет год от года, но нигде в мире пока не создана сеть широкого проката…
Меньшов: Не скажите, еще недавно в России существовал замечательный телеканал «24_DOC», который зачем-то отдали медикам для передач о здоровье. Думаю, это временные трудности — ​люди хотят знать правду, видеть объемный мир без 3D очков. В частности, мы каждый год передаем права показа лучших фестивальных картин «Первому севастопольскому телеканалу».

культура: Какие документальные картины повлияли на Ваше мировоззрение?
Меньшов: Прежде всего, это «Обыкновенный фашизм» моего учителя Михаила Ильича Ромма. Во время вгиковской учебы мы пересмотрели массу документальных лент, и, строго говоря, в те годы и сейчас для моего поколения кино делится на честное и необязательное к просмотру. Классифицировать настоящее искусство не просто, невозможно поставить в один ряд Дзигу Вертова и Лени Рифеншталь, снимавшую агитки Третьего рейха.

культура: И Вы не разминулись с неигровым кино, снимаете ленту, посвященную столетию ВГИКа. Когда она будет готова?
Меньшов: Надеюсь, к первому сентября 2019 года. Выступаю в роли худрука. Картину делают мои студенты. Пока мы в самом начале пути — ​ребята роются в киноархивах, обсуждают концепции. Как ни обидно звучит по отношению к живым людям, мы пытаемся поймать «уходящую натуру», собрать свидетельства наших легендарных выпускников 60-х — ​80-х годов. Например, задумали собрать вместе однокашников Тарковского: Сашу Гордона, Александра Митту, Юлия Файта, гениальную сценаристку Наташу Рязанцеву и Леню Куравлева. Нужны все, кто еще «может давать показания». Как уместить летопись ВГИКа, личные истории и странности, сопровождающие творческих людей на жизненном пути, в один час экранного времени — ​главная наша проблема. Жизнь такого мощного вуза сама по себе легендарна. ВГИК — ​неисследованный континент, достойный самого пристального изучения. Но детали и даже исполнители проекта пока еще не определены.

культура: Вы давно преподаете во ВГИКе, поделитесь профессиональными ноу-хау кинопедагога?
Меньшов: Я не люблю секретов, просто пытаюсь помочь студентам найти самих себя, естественную интонацию, манеру повествования. Процент успехов, увы, не велик, но тем ценнее неожиданные открытия.

культура: От фильма к фильму Вы создавали энциклопедию русской народной жизни советских лет?
Меньшов: Пожалуй, да. Хотя, думал тогда совсем о других вещах. Не за то, как говорится, боролся. Но в сухом остатке, это так.


Фото на анонсе: Геннадий Авраменко