А глаз, как у «Орла»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

25.01.2018

26 января в Первом павильоне «Мосфильма» пройдет XVI церемония вручения наград премии «Золотой орел».

Национальная Академия кинематографических искусств и наук России объявит победителей в 23 номинациях. Главной интригой вечера станет поединок космических саг и душещипательных драм. Байопик «Время первых» Дмитрия Киселева сразится с «Салютом-7» Клима Шипенко (обе ленты представлены в шести номинациях), «Нелюбовь» Андрея Звягинцева померится силами со слезоточивой «Аритмией» Бориса Хлебникова, претендующей на семь «Орлов». Кроме названных лент, за звание лучшего игрового фильма поборется «Большой» Валерия Тодоровского, рассчитывающего также на семь статуэток.

Жесткая схватка за главный приз — лучшая иллюстрация творческих успехов 2017 года, оказавшегося самым урожайным и по насыщенности репертуара, и по количеству зрителей: каждый четвертый проголосовал рублем за отечественное кино. Год радовал масштабными, но не бесспорными, активно обсуждавшимися фильмами-событиями. После премьеры «Викинга» Андрея Кравчука зрителей, но не академиков, околдовало «Притяжение» Федора Бондарчука, затем наступило «Время первых» Киселева. Задержавшись на старте, долетел до экранов «Салют-7» Шипенко, закрутила фуэте «Матильда» Алексея Учителя, ныне засматривающаяся на трех «Орлов». Предновогоднюю кассу вынес «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко, после прозвенела «Легенда о Коловрате» Ивана Шурховецкого и Джаника Файзиева.

А 28 декабря зрителей покорило «Движение вверх». Спортивная драма Антона Мегердичева заняла верхнюю строчку в топе российских премьер и второе место по нашим прокатным сборам, уступив лишь «Аватару» Джеймса Кэмерона. Заработав более двух миллиардов рублей и выступив явным претендентом на львиную долю «Орлов» следующего сезона. Премьера «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» доказала: потенциал роста зрительской аудитории и сборов наших лент далеко не исчерпан. Оправдают ли мастера экрана возросший кредит доверия?

Вопрос остается открытым — в наступившем году не так много событийных лент. Но вот отрадный факт: успех высокобюджетных картин разогрел интерес к авторскому кино. Фронтменом артхаусной лиги академики назначили «Карпа отмороженного». Очевидно, камерная драмеди Владимира Котта будет отмечена в актерских номинациях.

За лучшую мужскую роль в кино сразятся Александр Яценко («Аритмия»), Владимир Вдовиченков («Салют-7») и Евгений Миронов («Время первых»). Он же, как герой второго плана, претендует на награду за «Карпа отмороженного», но тут ему противостоят Владимир Ильин («Время первых») и Александр Самойленко («Салют-7»). На «золото» за главные роли претендует Ирина Горбачева («Аритмия»), Марина Неелова («Карп отмороженный») и Алиса Фрейндлих («Большой»). Она же оказалась включена в список второго плана («Карп отмороженный») вместе с Валентиной Теличкиной («Большой») и Анной Михалковой, сыгравшей в «Мешке без дна» Рустама Хамдамова.

Среди телефильмов выигрышно смотрится «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова с Елизаветой Боярской и Максимом Матвеевым. Сопротивление звездной чете окажут номинированные на лучшие роли на телевидении Дарья Мороз («Преступление» Максима Василенко), Екатерина Климова («Торгсин» Дмитрия Петруня), Сергей Гармаш («Мурка» Антона Розенберга и Ярослава Мочалова), Сергей Пускепалис («А у нас во дворе» Ольги Музалевой).

В номинации документалистов представлены авторские фильмы-портреты «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» Олеси Фокиной, екатеринбургская фреска «Про рок» Евгения Григорьева и «Фабрика грез для товарища Сталина» Бориса Караджева. Фаворит анимационной секции — «Сказ о Петре и Февронии» Юрия Рязанова и Юрия Кулакова. С ним соперничают «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Владимира Торопчина, Федора Дмитриева и Дарины Шмидт, а также «Два трамвая» Светланы Андриановой.

Неясна судьба драматургов и мастеров изображения, чьи стилистические поиски во многом определяют вектор развития отечественного кино. За операторских «Орлов» сразятся Михаил Кричман («Нелюбовь»), Алишер Хамидходжаев («Аритмия») и Игорь Гринякин («Викинг»). На титул «Лучшего художника-постановщика претендуют Сергей Февралев и Юлия Макушина («Анна Каренина. История Вронского»), Вера Зелинская и Елена Жукова («Матильда»), Сергей Агин («Викинг»). А главными триумфаторами последних лет традиционно выступят мастера спецэффектов. Подарившая нам «Время первых» Студия CGF примет бой с семью компаниями, трудившимися над «Салютом-7».

В борьбе за звание лучшего зарубежного фильма в российском прокате студии «Ракета Релизинг», показавшей анимационный шедевр «Ван Гог. С любовью, Винсент» Дороты Кобелы и Хью Уэлшмана предстоит выдержать бой с крупнейшими дистрибьюторами — «Централ партнершип» («Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла) и «Каро Премьер» («Дюнкерк» Кристофера Нолана).