И в кино будут жить 28…

21.11.2016

Егор ХОЛМОГОРОВ

«28 панфиловцев»

Главный герой «28 панфиловцев» — добротный надежный «Максим» без щитка. Бойцы ласково зовут его Зверем. Именно пулемет выручает, когда кажется, что враги победили и надежды остановить прорыв больше нет.

В этом фильме оружие играет роли, сравнимые с актерскими. Вот безжалостная противотанковая пушка, остающаяся целой, несмотря на два артналета, и гибнущая лишь от прямого попадания снаряда. Вот противотанковое ружье, которое бестолково щелкает по стальным махинам, пока не оказывается в опытных руках и не начинает разить в слабые места гитлеровских «панцеров» — щели, траки и так далее. Вот «Папаша» — ППШ‑41 — пулемет ближнего боя, не раз выручавший в трудной ситуации. Вот «коктейли Молотова» — обжигающая смерть для гусеничных монстров: старую модель надо запалить, новая загорается сама…

Картину захочется пересмотреть несколько раз хотя бы для того, чтобы разглядеть все тщательно выписанные подробности организации пехотной противотанковой обороны: ломаные линии траншей, артиллерийские «секреты», пулеметные гнезда, ложную оборонительную линию. Можно поспорить о том, реалистично ли, что фашистской пехоте так поздно удалось подойти к нашим окопам, и адекватно ли себя ведут вражеские танкисты. Думаю, не один форум любителей военной истории в ближайшие месяцы будет забит сотнями споров вокруг фильма. А это значит, что перед нами — фантастическая удача.

«28 панфиловцев»

Признаюсь, изначально я относился к лагерю скептиков, считавших, что это пустая затея — «народное кино», посвященное героям-панфиловцам. Сделанное на коленке по довольно спорному агитационному сюжету из «Красной Звезды», оно бы вызвало лишь очередной вал насмешек: «Все это пропагандистская халтура, никому это ваше «деды воевали» не нужно». Но сегодня снимаю шляпу перед Кимом Дружининым, Андреем Шальопой и всеми создателями ленты — они изящно ушли от подводных камней, при этом сотворив не просто добротное, а по-настоящему выдающееся произведение, которое оживило и навсегда запечатлело легенду.

Именно легенды собирают тот возвышенный исторический опыт, что в реальной истории слишком разбросан и разнесен. Где-то продемонстрировали правильный жест, рядом сказали сочную фразу, в третьем моменте — героически умерли, в четвертом — отважно победили. А для передачи смысла нужно, чтобы все красивые слова и поступки, героические смерти и победы были в одном месте. Поэтому роль легенд в жизни любой нации незаменима.

Перед нами не пересказ эпизода войны, изложенный корреспондентом «звездочки» Александром Кривицким, а обобщенно символический бой, который мог произойти в ноябре 1941 года где угодно на пути к Москве. Русский вариант легенды о 300 спартанцах или о семи самураях (то, что бойцы обсуждают эти предания, несмотря на некоторый анахронизм, совершенно не режет слуха). Небольшая группа отважных мужчин оказалась на пути врага и стоит намертво. «Насмерть не надо. Надо намертво. Чтобы намертво стоять — надо живыми быть».

Фильм даже подчеркнуто «аисторичен» в том смысле, что там нет слишком навязчивых примет времени. В нем, скажем, никакого Сталина — ни плакатов, ни речей, ни криков, ни с восторгом, ни с осуждением. Нет и навязчивого красного патриотизма — есть патриотизм национальный. Панфиловцы — русские: и говорящие по-столичному, и гуторящие на умопомрачительном суржике, и казахи вместе защищают деревеньку, в центре которой — шатровая колокольня с покосившимся крестом (то есть ключ к опознанию русского пейзажа), — образ России как таковой. «Теперь враг знает, как русские любят свою Родину» — кино стоило снять уже ради одной этой фразы, чтобы потом показывать его школьникам.

«28 панфиловцев»

Некоторые снобы сетуют, что сценарий напрочь лишен любви, лирики, все разговоры только о войне, боевой работе и выживании. Но если нужна лирика, то можно сто первый раз пересмотреть «…А зори здесь тихие». «Панфиловцы» — чисто мужская картина. Впрочем, поэтому, не исключено, она пленит и женщин. Слушать диалоги «вкусно», даже отвлекшись от всего происходящего на экране: герои говорят простым, чуждым обычной литературной искусственности языком о сложных и интересных вещах — таких, как искусство маскировки или различие между Родиной и Отечеством: «Родина — это земля, где люди живут. А Отечество — это то, как они живут», — поясняет политрук Клочков.

Я смотрел и удивлялся: как с мизерным бюджетом и без топ-актеров удалось сделать кино, значительно превосходящее последние американские образцы типа «Ярости» и лишь немного не дотягивающее по спецэффектам до сверхдорогого проекта HBO — сериала «Тихий океан». Причем на спецэффектах создатели «Панфиловцев» сэкономили по-умному, отказавшись от хлещущей у американцев кровищи, зато не пожалев пиротехники.

И главное, «Панфиловцы» — лента не столько про дедов, сколько про нас самих. Отсюда и порой странные разговоры, более актуальные для сегодняшнего дня. Это не столько костюмированная история о том, как предки защищали Родину, сколько краткое руководство по тому, как ее защищать нам. Тут та же идея, что заложена в движении «Бессмертного полка»: наше старшее поколение — это мы.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Гусев С. 22.11.2016 18:10:56

    "Фильм даже подчеркнуто «аисторичен» в том смысле, что там нет слишком навязчивых примет времени. В нем, скажем, ни какого Сталина — ни плакатов, ни речей, ни криков, ни с восторгом, ни с осуждением. Нет и навязчивого красного патриотизма"
    Этим этот фильм и нравиться всяким холмогоровым. Не нравятся им советские люди.
    Советские люди, Советское государство победили, а не абстрактные русские.
  • alt

    Вадим 04.12.2016 19:50:14

    Лично мне фильм "28 панфиловцев" не понравился. У меня не было желания вступать в дисскусии по поводу ВОВ, но прочитав рецензии и крики "поцреотов", решил все таки высказаться.
    Вот Кофырин в своей рецензии приводит мнение Мединского, что исторические мифы играют важную роль в сплочении нации, и должны интерпретироваться с точки зрения национальных интересов. Ну и как фильм "28 панфиловцев" сплотил нацию? Да будь возможность, одна половина зрителей перестреляла бы другую - спасибо мифотворцам!
    Но перейдём непосредственно к фильму. Об историчности фильма каждый может поискать в интернете - Подвиг всей 4-й роты 1075-го полка 316 дивизии приписали одному мифическому взводу, отобрав из числа погибших 28 человек - их сделали героями, остальных забыли. Потом среди этих 28 нашли даже одного труса -Добробабина, который был лишен всех наград, осужден, и не был реабелитирован ни в СССР, ни в РФ.Но цифра так и осталась - 28 героев. Кстати, я назвал Добробабина трусом не потому, что он попал в плен - на войне всякое бывает, а потому, что из плена он "побежал" не на фронт, воевать дальше, а дезертировал в свою деревню, где служил полицаем.Дослужился даже до начальника караула, но цифра - 28 героев - осталась неизменной.
    Начало фильма - тягомотина, пафосные речи типа "на нас весь мир смотрит" в общем скука. Дальше - любопытно.
    Советские солдаты идут на передовую и по дороге обсуждают фильм Акиры Куросавы "7 самураев" снятый в 1954 г. А один боец тут же "вспоминает" такой же сюжет, но только это были "пастухи в америке" - явное указание на "Великолепную семерку" Джона Стерджеса, снятое в 1960 г.! Зачем-то приплели туда же 300 спартанцев - в общем полный аллес. Спасибо сценаристам, что они там не обсуждают послание Путина к Федеральному собранию.
    После этого маразматическими диалогами в фильме трудно удивить: "мы на 2/3 потомки мусульман", "русские", "я казах", "киргиз", "за казахстан будем драться - всем покажем, какие мы казахи" - да это просто ОДКБ с немцами воюет! Специально для "поцреотов": за весь фильм я ни разу не услышал ни слова о СССР, о советских людях, солдатах и ни разу Сталина не упомянули - во как. Зато постянно бездарные дилоги типа "надо выжить и победить" и в этом духе. Бой - просто картинка из компьютерной стрелялки,никакого драйва, эпизоды затянуты, немцы - просто массовка, никакой сопричастности к происходящему не происходит. Актерской игры толком не наблюдается вообще. Такое впечатление, что актеров просто с улицы набрали, они просто произносят заученные диалоги без чувства, расстановки - отбывают номер, а может быть чувсвуют сюрреализм происходящего и по-этому так играют... 
    Досмотрел только потому, что решил своё видение этого фильма описать. Как я понимаю своего дедушку, который не мог смотреть военные фильмы...
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть