Зачем идете в горы вы?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.09.2015

В прокате «Эверест» — фильм-монумент покорителям высочайшей точки Земли.

В середине ХХ века Эверест сдавался немногим. Сегодня на его макушке топчутся тысячи бизнесменов и плейбоев, оплативших услуги экскурсоводов-инструкторов. Расставшимся с 65 000 долларов ребятам приходится работать локтями — нередко у самой вершины возникают потасовки, а костлявая, как и прежде, прибирает каждого десятого альпиниста. Большинство неудачников остаются на обочинах троп — прочие «короли горы» топают мимо: кислород в переносных баллонах тут на вес золота — глупо тратить последний вздох на возню с погибшими. Неплохо бы, конечно, снарядить экспедицию и «прибраться»... Но стоит ли? На крыше мира каждый сам за себя, живые — отдельно, мертвые — отдельно. Заплатил, забрался, возрадовался? Скажи спасибо, что живой, и давай вниз, пока дышится.  

Самым черным днем в истории Эвереста стало 11 мая 1996 года. Спускаясь с вершины, при туманных обстоятельствах сгинули пять опытных альпинистов из 16, в том числе двое руководителей коммерческих групп. Опираясь на общеизвестные факты, Бальтасар Кормакур попытался реконструировать картину трагедии. Еще на уровне сценарной разработки проект, казалось, обречен на провал. Режиссер понимал, что главной проблемой станут не экстремальные условия съемок, а неравнодушные зрители — выжившие участники экспедиции, друзья и родственники погибших могли похоронить фильм еще до команды «Мотор!». Тем не менее Кормакур решил идти до конца, ступая след в след за эскизно прорисованными персонажами. И достиг высоты, с которой история роковой неудачи выглядит как реквием по мечте. 

Первая часть картины — ознакомительно-видовая. В переполненном базовом лагере опытный «консультант по приключениям» Роб Холл (Джейсон Кларк) знакомит профессиональных клиентов с особенностями восхождения. В конце концов договаривается со своим другом, лидером команды «Горное безумие» Скоттом Фишером (Джейк Джилленхол) штурмовать вершину совместно. Без особых проблем объединившиеся группы добираются до восьмитысячной отметки и, дождавшись благоприятной погоды, начинают восхождение к вершине.  

По-видимому, самым слабым звеном экспедиции оказались местные проводники — шерпы не доставили на стоянку баллоны с кислородом, не везде натянули страховочные тросы... График подъема срывался, воздух заканчивался, но вместо того, чтобы сказать отставшим: «Баста, идем вниз!», Холл потащил на вершину обессилевшего друга Дага Хансена (Джон Хоукс). Фишер оставил команду, чтобы эвакуировать задыхающегося клиента, и, вернувшись на гору, разминулся со своими людьми, лишился сил и замерз. К вечеру гору накрыла снежная буря, температура упала, Даг сорвался в пропасть, Холл заночевал на продуваемом выступе и смертельно озяб. Отправившийся за ним инструктор пропал с концами. Повторить его подвиг никто не рискнул, кроме одного парня из команды Фишера. Русский альпинист Анатолий Букреев разыскал и спас троих из пяти заплутавших клиентов Холла. Позже до лагеря дополз ослепший и обмороженный Бек Уизерс (Джош Бролин)... 

Каким-то чудом на одной технике актерам удается ускользнуть из трафаретных рамок и создать впечатляющие образы погибающих, но не сдающихся героев. Однако ни их подвиги, ни слезы вздрагивающих от каждого телефонного звонка жен, ни завораживающие горные виды в «Эвересте» погоду не делают. Основным мотивом картины становится сомнение в собственном призвании, неведомое начинающим альпинистам. Вопрос о моральном праве рисковать жизнями людей за их деньги остается открытым. 


Иван Душарин: «За океаном и у нас помнят подвиг Букреева»

После просмотра картины «Культура» пообщалась с троекратным покорителем Эвереста, вице-президентом Федерации альпинизма России Иваном Душариным.

культура: Работа коллег показана правдоподобно?
Душарин: В целом — да. Заметны, конечно, технические погрешности. Но за них не стоит цепляться. Главное, авторы взяли за основу объективную книгу Анатолия Букреева и Вестона Де Уолта «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте», опровергающую необъективные оценки  участвовавшего в экспедиции журналиста Джона Кракауэра, написавшего воспоминания «В небытие».

культура: Какое из трагических событий сыграло роковую роль?
Душарин: Думаю, дефицит кислородных баллонов. Почему их не доставили на Южную вершину, так и осталось загадкой. Отвечавший за снаряжение погиб. 

культура: Русский гид лучше всех проявил себя в критической ситуации, а в картине показан лишь мельком. 
Душарин: Не удивлен, фильм-то американский... Но и за океаном, и у нас подвиг Букреева помнят. 

культура: Он более двадцати раз покорял восьмитысячники, не используя кислород. Уникальный случай? 
Душарин: Да. Прежде чем увлечься альпинизмом, Анатолий профессионально занимался беговыми лыжами. Говорят еще, что у него была предрасположенность к астме и в горах он чувствовал себя лучше. 

культура: Людей манят бескрайние океаны, пустыни, джунгли и пещеры... Почему человек идет в горы?
Душарин: Это особая среда, позволяющая проявить все стороны натуры. Пройти сложный маршрут в одиночку способны единицы. Решающую роль в альпинизме играет человеческий фактор — доверие, дружба, сотрудничество, взаимовыручка. Горы — природный стадион, формирующий сильные команды, в том числе для бизнеса. Президенты американских корпораций специально отправляют по горным  маршрутам своих топ-менеджеров для проверки их человеческих качеств...

культура: А у нас популярен альпинизм?  
Душарин: В Советском Союзе существовала отлаженная система — мы имели две дюжины горных баз. За тридцатипроцентную стоимость путевки на альпинистскую базу мог приехать любой желающий. Не стало господдержки — упал масштаб, произошел отсев молодежи. Сейчас в горы идет лишь тот, кто по-настоящему готов выкладываться, проявлять себя. 

культура: У Вас сезон выдался удачным?
Душарин: Да, довелось взойти с группой военнослужащих на Пик Ленина и Хан-Тенгри. 

культура: Творческие планы?
Душарин: Хотелось бы завершить проект о восхождении на Эверест, который начинали с Валдисом Пельшем. В этом году помешало землетрясение, но, надеюсь, в следующем мы снимем фильм, который станет еще более успешным, чем картина Кормакура.