Белый Тигр из города Зеро

Светлана ХОХРЯКОВА

11.05.2012

Карен Шахназаров давно хотел снять военную картину, но не находил для этого моральных и физических сил. Правда, успел как продюсер сделать «Звезду» Николая Лебедева, посвященную Великой Отечественной.

Фактически ушло поколение режиссеров-фронтовиков, снимавших о том, что они видели своими глазами. Тем, кто идет за ними, гораздо сложнее ухватить суть войны. «Белого тигра» Карен Шахназаров посвятил отцу-фронтовику и всему его поколению. Сценарий написал вместе со своим постоянным соавтором Александром Бородянским по мотивам романа питерского писателя Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр», напомнившего ему «Моби Дик» Мелвилла. Разве что вместо кита здесь танк.

События разворачиваются под конец Великой Отечественной войны. Они основаны на реалиях того времени, в картине задействованы невымышленные персонажи: Георгий Жуков, Гитлер, генерал-фельдмаршал Кейтель, однако происходящее на экране имеет мистический характер, что свойственно большинству фильмов Шахназарова. Это своего рода город Зеро, загадочное пространство со своим Сталкером. В смертельный поединок вступают полумертвый русский солдат и немецкий танк-призрак, который называют «Белым тигром».

Всякий раз он возникает из ниоткуда, словно всплывает из болотной трясины, уничтожает противника и испаряется. Чтобы побороть таинственного противника, советская сторона создает модель танка Т-34 особой конструкции. У каждого своя масть и характер. Карен Шахназаров сравнивает русские танки с борзыми, а немецкие с бульдогами.

Сражения снимали 7–8 камерами — их устанавливали даже на гусеницах. В кадре танки движутся по лесам и по грязи под музыку Вагнера, будто совершают мистический танец.

Можно сказать твердо: мы увидели не бутафорскую подделку, а скупой и очень мужской фильм. «Белый тигр» — своего рода выставка достижений «Мосфильма», свидетельствующая о том, что есть у нас еще мастера. Редко сегодня в исторических картинах встречаешь едва заметный грим, приглушенное, не аляповатое изображение на экране. Команда работала отличная, отдельное спасибо главному художнику Сергею Февралеву. Снимали в военном лесничестве, в специально построенной деревне, а также на территории «Мосфильма». Его уголок «Старая Москва», сохранившийся со времен картины Шахназарова «Всадник по имени Смерть», превратили в разрушенный европейский город, через который и провели пленных немцев.

В 2009 году «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля получил израильский фильм «Ливан» Самуэля Маоза, события которого целиком происходят внутри танка. Шахназаров проделал нечто аналогичное — построил макет танка. Он до сих пор стоит на территории «Мосфильма». Съемочная группа работала внутри.

…Экипаж нового Т-34 возглавил танкист, обгоревший в бою на 90 процентов, чудом вернувшийся с того света. Его ожоги буквально на глазах исчезают. Иван Найденов — человек без прошлого, не помнит ни имени, ни судьбы. Нашли его в танке, вот и дали говорящую фамилию. У него есть дар — понимать язык танков, слышать, что они говорят. Он молится богу, восседающему на троне в облаках — в шлеме, комбинезоне в окружении погибших танков.

Окружающие считают, что по Найденову плачет дурдом. Но показания пленных немцев подтверждают существование «Белого тигра», олицетворяющего торжество немецкого духа.

Сыграл роль Найденова актер Театра Сергея Женовача Алексей Вертков, уже работавший с Шахназаровым в картине «Палата № 6». На сей раз он научился управлять танком, а грим обгоревшего тела занимал до пяти часов в день. Последующие двенадцать часов в нем приходилось работать, словно в пластиковом скафандре.

В финале мы увидим процедуру подписания Акта капитуляции Германии в Карлсхорсте, а потом и Гитлера в исполнении колоритного немецкого актера Карла Кранцковски. Фюрер изложит свою военную доктрину. Он осуществил мечту обывателей Европы, ненавидящих евреев и непонятную страну СССР. Только Германия воплотила в жизнь простые обывательские чаяния, пусть они не признаются в этом даже самим себе. Война — это сама жизнь, слова Гитлера завершают картину и звучат напоминанием о том, что было вчера, и о том, что происходит сегодня.

«Белый тигр» «Мосфильм», киностудия «Курьер», 104 мин. 

Режиссер Карен Шахназаров 

В ролях: Алексей Вертков, Виталий Кищенко, Герасим Архипов, Владимир Ильин, Валерий Гришко, Карл Кранцковски, Кристиан Редль 

В прокате с 3 мая

Читайте также:

Карен Шахназаров: «У сегодняшней нации - другие глаза»