«Единичка» в поле воин

Алексей КОЛЕНСКИЙ

03.06.2015

В прокат выходит экранизация автобиографической повести фронтовика Александра Николаева «Мы все, не считая детей», приуроченная к 70-летию Великой Победы.

Сентябрь 1944 года, Красная Армия с боями прорывается к Варшаве. Командир батареи с радиопозывным «Единичка» получает приказ: задержаться у речной переправы и охранять мост до подхода основных сил. 

Во время разведки артиллеристы старшего лейтенанта Егорова (Илья Коробко) попадают в древний монастырь, вступают в перестрелку с группой немецких диверсантов, спасают из-под огня сестру Еву (Анна Прус) и ее юных подопечных — глухих сирот. Отброшенные немцы возвращаются, вновь и вновь атакуют позиции наших. На помощь советским солдатам приходят партизаны Армии Крайовой, но силы неравны... «Единичка» Егорова и польские ополченцы гибнут, спасая детей. 

Картина дебютанта Кирилла Белевича — наглядное доказательство железного правила: схематичная фабула и отсутствие сквозного драматургического конфликта отнюдь не вредят батальным лентам. Напротив, позволяют раскрыть трагический пафос «театра военных действий», существующего по закону больших чисел — в полном отрыве от бытовой логики, в тайном союзе с солдатской смекалкой.     

Вот только и она порой оказывается бессильна против власти банальных фактов: прошедшие огонь и воду бойцы оказываются заложниками путающихся под ногами детей. Погибшие так и не узнают, что немцы не отбивали мост, а пытались эвакуировать спрятанный в монастыре архив абвера... 

Что же, в таком случае, остается от воинского подвига? Чудом спасенные дети и святая, непарадная правда русского солдата — дух братской любви, заставляющий не задумываясь жертвовать жизнью «за други своя». Да еще достойный восхищения феномен: героический сюжет, экранизированный в лучших традициях советского, казалось бы, похороненного со страной, кино. 

Уложившись в 38 съемочных дней, Белевич эмоционально «продышал» каждую пядь горящей земли. Нащупал дистанцию, с которой трагический абсурд войны открывался лишь нюхавшим порох режиссерам — от братьев Васильевых и Юрия Озерова до Сэмюэля Фуллера и Сэма Пекинпы. Важную роль в создании фильма сыграли консультант, подполковник Константин Горбатиков, и рота реконструкторов, сработавшаяся с сильным актерским ансамблем, тон в котором задают Андрей Мерзликин и Михаил Евланов. 

На экраны страны фильм прорывался с боем. Не обошлось без потерь: перенос премьерной даты и отсутствие рекламной поддержки вызывает вопросы к дистрибьюторам, а одновременная премьера двухчасового «Мира Юрского периода» ужимает прокатную долю «Единички» до пренебрежимо малой величины в 250 копий. Что довольно обидно — наши зрители изголодались по прочувствованному героическому кино: после премьеры картины на закрытии фестиваля «Движение» омский зал аплодировал стоя.