26.02.2015
культура: В чем для Вас главные уроки русской истории?
Аксючиц: Русский народ создал самое большое в мире государство, освоив гигантские пространства за исторически короткий срок. Удивительно динамично русские первопроходцы прошли суровые пространства Северной Евразии и дошли до Калифорнии. И при этом не уничтожили и не поработили ни одного народа. Уникальность этого факта становится очевидной при сравнении с политикой западноевропейских государств. При колонизации Америки и Австралии аборигены целенаправленно истреблялись, коренные жители Африки превращались в рабов. Снимание скальпов невозможно представить на русской земле, а американское государство платило по тем временам огромные деньги (1–2 доллара) за скальп индейца.
Наши первопроходцы, приходя на новые земли, всегда ставили храмы — до сих пор русские церкви стоят в Калифорнии и на Аляске. Окультуривали колонизируемые пространства. Для некоторых народов создавали письменность. Национальные элиты всегда имели возможность стать общерусской элитой. Кто такие Годуновы? Это татарский род. Или Лорис-Меликов — грузинский князь армянского происхождения, руководитель реформ при Александре II.
Русская православная цивилизация была создана в экстремальных климатических и географических условиях. Чтобы выживать на суровых территориях Русской равнины, требовалось значительно больше усилий и труда, чем в Западной Европе. Я строил свой дом в Подмосковье. Мне надо было вырыть фундамент до 2 метров. Потому что промерзание земли в Подмосковье до 1,8 м. А в Англии дома можно строить вообще без фундамента. Там такого понятия, как промерзание земли, просто нет. В Европе полезные ископаемые — уголь и руда — находились рядом с местами поселений. В России они были раскиданы на тысячи километров. Чтобы осуществлять производство и торговлю, народу, населяющему нашу территорию, необходимо было затрачивать значительно больше сил. И свое сельское хозяйство мы развивали в суровых климатических условиях. В Европе коровки пасутся уже в январе-феврале, когда у нас еще лежит снег. Мы всегда жили на грани сверхнапряжения.
культура: Геополитический фактор поставил нас в экстремальные условия...
Аксючиц: Да, Русь постоянно переживала нашествия с востока, юга и запада. Русская армия демонстрировала чудеса героизма, в ответ на агрессию Запада доходила до Берлина и Парижа. Русский народ всегда проявлял огромное самопожертвование. Вспомним еще географические факторы. Вся Европа омывается морями и океанами — мировыми торговыми путями. А Русь пробивалась к водным торговым путям веками. Сначала — на север, в Архангельск и Мурманск. Затем — в «балтийский тупик», ибо Финский залив — замерзающая акватория. Дальше — на юг, к незамерзающим портам. Мы видим, что русское государство созидалось при невероятных усилиях наших предков, которые оставили нам великое наследство. И в культуре нам есть чем гордиться. Иконопись, храмостроительство, литература и музыка XIX века, философия начала XX века, русская и советская наука. Ничего случайного в истории не бывает. Если русский национально-государственный организм выжил за тысячу лет в таких суровых условиях конкуренции с другими государствами, нам нужно использовать этот опыт, жить своим умом.
культура: Так в чем же миссия русского народа?
Аксючиц: Давайте посмотрим, что сегодня происходит с человечеством? Западная цивилизация завоевала, по существу, весь мир, навязала жителям разных континентов свою финансовую систему, научно-техническую цивилизацию, массовую культуру, моду не только на одежду, но и на привычки, образ жизни. Сейчас эта североатлантическая цивилизация Америки, Канады и Западной Европы находится в состоянии наивысшего могущества. Но при этом шатается. И все это ощущают. Вспомним историософскую закономерность: все великие цивилизации рушились в апогее своего внешнего могущества. Потому что загнивали изнутри. И мы знаем причину: человек западной цивилизации отказался от своих христианских корней, от традиционной иерархии ценностей. У него нивелируются противоположности: добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное, низ и верх, мужское и женское... В результате жизнь обессмысливается. Западные элиты пытаются продлить свое существование экспансией. Отсюда развязывание Соединенными Штатами перманентных войн и революций вблизи стран, являющихся потенциальными конкурентами, в том числе рядом с Россией. При этом США борются не только с нами как с геополитическим конкурентом, но и с Европой. Европейский союз для них — экономический конкурент. Европа — это сытая колония. И Штаты, когда нужно, умеют ее приструнить.
культура: В мире все больше пахнет порохом, алармисты говорят о разрастании военных конфликтов.
Аксючиц: Да, гибнущая цивилизация по всем направлениям несет угрозы человечеству и не может предотвратить ни одну из этих угроз. Или приостановить движение к этим угрозам. Но человечество — это тоже организм, он ищет форму выживания. Кто может предложить выход из глобальных тупиков? Какой ареал может стать «прародителем» новых форм цивилизации, которые остановят это самоистребление человечества? Африка, Австралия, Южная Америка — вряд ли. Арабский мир и Китай заняты собой. Остается огромная Россия с выдающимися достижениями и уникальным опытом выживания в экстремальных условиях, с опытом развития и мобилизации. Здесь пригодится и советский опыт обустройства социальной жизни, и опыт совместной жизни различных народов.
культура: Именно так Вы понимаете идею соборного человечества?
Аксючиц: Только русская православная цивилизация способна на основе своего тысячелетнего опыта достижений и трагедий стать основой духовного обновления человечества. Соборное человечество — вместо доминирования «хищнической» потребительской цивилизации и развращающей масскультуры. Новый образ потихоньку формируется даже в действиях российского руководства, предлагающего вместо однополярного мира — многополярный, вместо доминирования одной цивилизации — многообразие, вместо духовного разложения общества — возрождение традиционной культуры и иерархии ценностей...
культура: Вы пишете, что в нашей истории высокий идеал Святой Руси был подменен иосифлянством, носители подлинного духа были изгнаны. Очень интересное, но спорное наблюдение. Как Вы оцениваете фигуру «мрачного государственника» Иосифа Волоцкого, 500-летие кончины которого мы будем отмечать в этом году?
Аксючиц: Мы знаем, что в конце XV — начале XVI века был спор двух монашеских групп: иосифлян, последователей Иосифа Волоцкого, и последователей Нила Сорского (нестяжателей). Сначала это был спор Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Потом его учеников. Это были два полюса единой русской православной духовности. При таком объеме, заданном этой поляризацией, духовное поле было наполнено огромным содержанием. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский — святые, внесшие много ценного в русскую душу и в русскую духовность. Но случилось так в истории, что последователи Иосифа Волоцкого гипертрофировали его идеи, которые были приняты властью в качестве государственной идеологии. Затем были гонения на нестяжателей, последователей Нила Сорского. Они были изгнаны из церковной и общественной жизни, некоторые — физически истреблены. Когда одна крайность абсолютизируется, она превращается в собственную противоположность. Идеи Иосифа Волоцкого и Нила Сорского — разные полюса русской духовности. Их надо осознавать во взаимном дополнении. Церковь — это душа и дух народа, а государство — его тело. Гармония в том и состоит, что независимая Церковь может быть душеспасителем и воспитателем народа, а также авторитетным голосом для государства. Как это и было при Сергии Радонежском, когда началось освобождение русской земли от монгольского ига.
культура: У Вас удивительная биография, просто авантюрный роман! Вы не только философ, но и политик, и предприниматель. Я знаю, что в перестройку Вы были миллионером, а потом Вас разорил Михаил Ходорковский. Как это произошло?
Аксючиц: Я действительно в конце 80-х годов стал миллионером. Говорят, новичкам везет. На свои средства финансировал партию «Российское христианское демократическое движение», лидером которой был, восстанавливал храмы, издавал христианскую и политическую литературу, журнал «Выбор», газету «Путь», содержал христианский театр «Ковчег», финансировал первый в СССР русский скаутский лагерь... В 1993 году наши предприятия получили кредит Центрального банка. Он был выдан через коммерческий банк «Менатеп», которым руководил Ходорковский. Кредит мы получили в августе, а в октябре был расстрелян Дом Советов, среди защитников находился и я. Ходорковский был очень жесткий коммерсант. Он всегда отбирал, когда можно было отобрать. И об этом наш президент говорил, что у них руки в крови... Когда Ходорковский получил сигнал из Кремля или сам понял, что Аксючица можно «порвать», он это сделал. Все наши счета находились в «Менатепе». После расстрела Дома Советов Ходорковский похитил все наши средства — обнулил счета. И я стал нищим.
культура: Сейчас быть предпринимателем особенно тяжело. Что Вы об этом думаете?
Аксючиц: Мне близки взгляды Сергея Глазьева. Мы видим, что поведение радикальной либеральной экономической и финансовой верхушки нашего правительства неадекватное. Складывается впечатление, что руководство ЦБ и Минфина выполняет установку США. Это не значит, что они напрямую слушают Вашингтон. Но по их действиям получается, что они работают в интересах Америки. Разрушают нашу финансовую систему, экономику. Что нужно делать? Ставка рефинансирования должна быть низкой. Политика вымывания рублевой массы из экономики — это порочная практика. ЦБ должен не бороться с опасностью инфляции — она преувеличена, а насыщать экономику деньгами. И не «стерилизовать» лишние деньги, не выводить нефтедоллары за границу, поддерживая тем самым западную финансовую систему и экономику, а вливать деньги в строительство инфраструктуры и в поддержку среднего и малого предпринимательства в России. Это необходимо для развития нашей страны.
культура: Над чем Вы сейчас работаете?
Аксючиц: Закончил несколько книг, работаю еще над тремя. В нынешний год хотел бы издать уже написанную книгу о классической литературе и русской мысли XIX века. Их величие прежде всего в том, что начался разворот самосознания культурных слоев от «иллюзии русского Запада» к национальной традиции и культуре. Небольшая группа славянофилов вопреки господствовавшей в обществе атмосфере сумела задать то измерение, благодаря которому мы сейчас переживаем своего рода патриотическую революцию, массовое возвращение образованных слоев к отечественной культуре и православию. Но поскольку это все же была литература и мысль дворянского сословия, то для него были закрыты целые измерения русского бытия. Художественная литература преисполнена почти карикатурных описаний «простого человека». Она прошла мимо великих исторических достижений русского народа. В ней не нашлось места образам русских первопроходцев, цивилизовавших невиданные просторы, образам созидателей огромной страны. Ей была практически недоступна великая русская святость и гениальная русская иконопись... Но, что особенно важно для нас, русские гении — Пушкин, Гоголь, Достоевский, славянофилы — сумели опознать и описать заражение образованных слоев России западными идеологическими маниями (материализм, атеизм, социализм, коммунизм, марксизм, терроризм...), некими трихинами — не сущими существами, носящимися в воздухе, по выражению Достоевского. Эти тлетворные идеологии были основной причиной русской катастрофы начала ХХ века. Да и доныне большинство современных потрясений — от них же.