Лукавый Лукашенко

18.12.2014

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

Всем известно словосочетание «белорусский холодильник». Нам кажется, это что-то дешевое, непритязательное, но по-социалистически надежное — так сказать, собирательный образ белорусской промышленности. Когда прошлым летом супруга уговорила меня поехать на автомобиле в Белоруссию, нас буквально преследовали холодильники. В одном мотеле он не работал, поскольку кабель не дотягивался до розетки. В другом — не морозил, и половина взятых в дорогу продуктов пропала. В замок Несвиж мы опоздали, поскольку полчаса вынуждены были тащиться за жигулями, везшими прицеп ну с очень древним холодильником — то ли в ремонт, то ли из ремонта. Тогда я понял, что мечта о белорусском холодильнике из моей жизни ушла…

В последние месяцы Александр Лукашенко перешел в штопор в отношениях с Россией. Не только открытая поддержка украинской хунты и подчеркнутая враждебность к Новороссии, не только агрессивная реакция на попытки ограничить ввоз в Россию нелегального импорта из ЕС — легендарных гродненских креветок и бобруйского пармезана. Далее последовало требование перейти в торговых отношениях с Россией с рубля на доллар или евро.

Демонстративная нелояльность к Москве предоставила уникальный для «батьки» шанс — избавиться в ЕС от имиджа «последнего диктатора», превратиться в «заслон на пути российской экспансии», стать самому себе и евромайданом, и Порошенко, и «Правым сектором» в одном лице. Не исключено, что Брюссель и в самом деле внезапно обнаружит в Белоруссии демократию, европейский выбор и права человека.

Но вот потенциал родной экономики Лукашенко явно переоценивает. Товары белорусской промышленности отличает не очень высокое качество, которое до недавних пор уравновешивалось низкой ценой. Их близкую к нулю внешнюю привлекательность, если не сказать — дебелость, компенсировал бренд «Сделано в Беларуси», в братской стране, президент которой так нравился многим гражданам России своей прямотой, честностью и нарочитой советскостью. «Лукашенко и промышленность сохранил, и люди у него живут, может, и небогато, но спокойно и честно», — комментировали мы, приобретая белорусскую обувь или мебель. Этот бренд Александр Григорьевич своей политикой последнего года фактически обанкротил. Все чаще я слышу горестное: «И даже Лукашенко нас предал».

А теперь к невысокому качеству и непривлекательному бренду «батька» решил прибавить еще и высокую цену. Назвать это иначе как экономическим самоубийством невозможно. Белоруссия и без того работает на экспорт, буквально лезет из кожи вон, чтобы поставить в Россию побольше своих товаров. В Смоленске на каждом шагу — магазины со вкуснейшими изделиями белорусской «молочки». Но вот пересекаешь границу, ждешь, что этих вкусностей будет еще больше, однако рядовой магазин где-нибудь в Полоцке «радует» тебя ассортиментом, напоминающим времена горбачевской перестройки. Все вывезено, все отправлено соседям. Граждане Белоруссии зачастую могут только мечтать об отечественных экспортных продуктах, примерно как советские граждане мечтали об экспортных «Ладах».

Белорусский агропром, в отличие от индустрии, объективно конкурентоспособен на нашем рынке. Но именно на нашем, а не на рынках ЕС, где местные производители жестко защищают свои привилегии. Кроме того, торговля Белоруссии с Россией носит приграничный характер: несколько часов, короткий перегон — и груз уже у нас. На западе от Белоруссии расположены Литва и Польша, которые сами являются фермерскими странами, сами живут за счет продажи яблок за границу, поэтому представить себе польский рынок, наводненный белорусскими продуктами, весьма затруднительно. А в Германию, скажем, где заграничная снедь может быть востребована (после того, как Белоруссия затратит миллиарды евро на переход к стандартам ЕС), везти белорусские товары все же далековато.

Другими словами, требование Лукашенко перевести торговлю между нашими странами на доллар или евро, равнозначно полной ликвидации белорусской промышленности (у нее просто не останется конкурентных преимуществ) и коллапсу белорусского агропрома.

Конечно, более вероятно, что это просто очередной шантаж, направленный на то, чтобы выбить из Кремля льготные условия для импорта — в частности, для «белорусского хамона». К такому приему Лукашенко прибегает не первый раз. Но, если Россия не поддастся, белорусскую экономику ждет незавидная участь.

Впрочем, меня в этой ситуации беспокоит, скорее, национальный и культурный аспект. Последние годы в Белоруссии идет насаждаемая сверху мощная кампания дерусификации. Русофобский национализм, бывший идеологией минского «майдана», медленно, но верно превращается в официальную идеологию. И вот уже белорусам объясняют, что они не русские, не потомки славян, а «литвины», наследники Великого княжества Литовского, великой европейской державы, главным врагом которой была Московия. В споре между православными мещанами Витебска, которых когда-то попытались насильственно окатоличить, и жестоким папским епископом Иосафатом Кунцевичем, которого убили разъяренные горожане, сегодня гражданину Белоруссии предлагается быть на стороне последнего.

Всюду стоят памятники польскому революционеру Кастусю Калиновскому, вешавшему белорусских крестьян за верность русскому царю. Но попробуйте заговорить в Минске или Гродно о графе М. Н. Муравьеве — человеке, которому белорусская нация обязана своим возрождением, в ответ сразу же зашипят: «вешатель», «палач белорусского народа». Хотя именно Муравьев защищал белорусский народ от польских мятежников и раздавал ему землю, конфискованную у бунтующих панов.

Стремясь к политической легализации на Западе (неужели ничему не учат примеры Милошевича да Каддафи?), Лукашенко фактически толкает белорусов к историческому и культурному разрыву с русским народом. И этот разрыв может оказаться еще страшнее украинского. У Януковича ведь не было в каждом районе «идеологических отделов», готовых донести очередную линию правителя буквально до каждого крестьянина…

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (19)

  • alt

    MneMorizz 18.12.2014 20:17:39

    засиделся батька на дух табуретках. Себе он, наверное, напоминает ловкого политика. А выглядит как девушка. которая продаёт свои услуги всё дешевле и дешевле
  • alt

    Ирина 18.12.2014 20:22:46

    Да, разочаровал россиян Лукашенко. Он думает, что Россию, навалясь вместе, 28 стран ЕС и США свалят, а его, как вовремя дистанцировавшегося от России, погладят по головке США и поблагодарят. Понятно было бы, если бы Белоруссия отстаивала свою самостоятельность, но она ищет благосклонности богатого и сильного будущего ХОЗЯИНА.
  • alt

    cuervo 18.12.2014 20:47:34

    Лукашенко надоело сидеть взаперти, решил посмотреть Париж и Лондон, вот и преклоняется перед западом!!))
  • alt

    могилёв 20.12.2014 13:08:19

    Думаю, это чрезмерно упрощённое мнение о правителе, который уже более 20 лет успешно лавирует и пока жив-здоров. И на относительной свободе.
  • alt

    Магілёв 18.12.2014 23:11:19

    О, теперь и беларусы враги и изменники... Может в зеркало посмотрите? Не даром украинцы от вас шарахаются, как чёрт от ладана
  • alt

    Олег 20.12.2014 12:40:03

    От нас шарахаются не украинцы, а бандеровское быдло (которое беларусов жгло в ханынях), потому-что знают, что если придут русские - бандеровской хунте конец. Это первое. И второе - и среди белорусов есть как друзья, так и бандеровское быдло, к которому, скорее всего, принадлежишь и ты.
  • alt

    Константин 22.12.2014 14:52:29

    не стоит так близко к сердцу принимать то, что пишет Холмогоров
  • alt

    Васятка 19.12.2014 20:11:36

    Тупость Холмогорова просто зашкаливает. Ему невдомек что тягачи на которых ездит последняя надежа России - Тополя и Искандеры - белорусские: МАЗ. Армия РФ без белорусских изделий, запчастей и сервиса встанет.
  • alt

    Михрютка 21.12.2014 03:25:29

    Васятка,а ты сам шибко умный? Вот и подумай: если Лука потребует расчеты в евробаксах, то мы вправе покупать лишь то, что сами не можем производить. Без белорусской молочки и тряпок - легко. Тягачи так и быть купим на первое время. Потом сами начнем клепать - дело нехитрое.
  • alt

    могилёв 20.12.2014 12:00:51

    Разумная статья. Спасибо Холмогорову и редакции.
    Е.Холмогоров много сделал в области современной философии. Но в современном мире надо иметь ещё и техническую информацию, это усиливает эффективность выступления.
    Добавлю. Белорусский холодильник изготавливался изначально по лицензии, купленной у французов. Во времена брежневской любви к Франции. Теперь на "Атланте" сложнее, и качество не то. (Рядом статья Чирковой висит о бел.холодильнике).
    Вообще, СССР щедро раскармливал отдельные территории за валюту от сибирского нефтегаза.
    Дикая идея понастроить в Минске машиностроительные заводы, на которые везли металл и энергоносители извне, чтобы потом из этой окраинной территории обратно вывозить готовую продукцию, могла придти в голову только коммунистам СССР. Плюс, научно-технической поддержки маленькая республика не могла обеспечить, опять Москва и Питер работали.
  • alt

    могилёв 20.12.2014 12:17:16

    Сейчас на заводах РБ сложилась предельная ситуация. Тупые колхозники, управляющие промышленностью (правда, с остатками совести, как мне кажется, и это важно) пошли по простому пути - стали заменять некачественные узлы отечественного производства импортом. Это позволяло и скрывать доп.воровство, совершаемое вместе с западными производителями-поставщиками. Но множество накруток предельно удорожает продукцию, мало улучшая её качество при некачественной белорусской сборке. И сейчас бел.продукцию продать трудно. Пресловутое соотношение цена-качество не позволяет.
    Что-то придётся делать радикальное. Или улучшать управление, исключая чрезмерный блат и включая пусть малую, но отечественную научно-техническую поддержку. Иди вводить чучхе. Или капитулировать перед Западом и удирать туда на тайные виллы.
  • alt

    могилёв 20.12.2014 12:26:18

    Лукашенко лавирует изо всех сил. И его трудно нынче осуждать. Политик и должен в меру циничными действиями обеспечивать лучшую жизнь своего населения и своей территории.
    В условиях мутных действий РФ.
    Вот если бы в России сменились обстоятельства, и Росссия начала строить Русское государство - то тогда нынешние действия Лукашенко можно было однозначно осудить. Такое моё единичное мнение.
  • alt

    могилёв 20.12.2014 12:43:10

    Прошу извинить. Несколько смешал содержание двух статей: Холмогорова и Чирковой.
    Немного извиняет меня то, что они на близкие темы.
    Впредь буду внимательнее.
  • alt

    Евгений 21.12.2014 12:59:45

    Всюду стоят памятники польскому революционеру Кастусю Калиновскому, вешавшему белорусских крестьян за верность русскому царю.

    (facepalm)(facepalm)(facepalm)

    Ах-ха-ха-ха наречие "всюду" должно было предать драматичности наверное :D

    Мало того, что я не видел не одного памятника, хоть и живу в Беларуси, но хочу заметить, что Калиновского начали пиарить как борца с царизмом еще в Союзе! :))))) А сейчас его образ "прихватезизровали" местные наци как олицетворение борьбы с Россией.

    Впрочем, а чего ждать от "русского" наци Холмагорова, антипода "белоруских" наци. Вопрос скорее риторический.

    "Но вот пересекаешь границу, ждешь, что этих вкусностей будет еще больше, однако рядовой магазин где-нибудь в Полоцке «радует» тебя ассортиментом, напоминающим времена горбачевской перестройки. "

    Как замечательно, что я сам из Полоцка :D Ну просто ..... )))))

    Хотя, для российского обывателя статья может восприниматься как нечто объективное :) Сами то не проверят, не поедут в Полоцк и т.д.
  • alt

    Павел 21.12.2014 18:51:04

    Действительно не всё так однозначно. Про Риторику Лукашенко все наслышаны,но пока в делах в целом верен союзническим отношениям. Да и России не выгодно чтобы откровенно расшатывали Беларусь,поэтому думаю согласована с кремлём его осторожная позиция по украине. Однако тренд обозначенный в статье про дерусификацию отчасти подтвердить можно. Некоторые знакомые из Беларуси ещё и Жукова теперь палачом считают. Как говориться доигрались. Единственное не могу одному только Лукшенко в вину ставить заигрывание с нациками..., Янукович ведь тоже им совсем не мешал,а сдаётся мне что и помогал временами в надежде держать их под контролем,да и в России что то развелось этой мрази навалом.Например Питер,город больше всего пострадавший от фашни стал сам рассадником этой заразы.
  • alt

    могилёв 22.12.2014 21:24:23

    Да, много ещё предстоит работы современному философу-публицисту Холмогорову.
    Совковая темнота крепко удерживает позиции. Холмогоров пишет о "русофобском национализме", а в ответ сыплются совковые фантазии о "фашне" и "наци" . Хотя и "русофобский нацинализм" Холмогорова - это уже не национализм, по-моему. А что-то вновь изобретённое.
    Похоже, напрасно просвещали Декарт и Вольтер о необходимости точного знания сути терминов.
    Моё понимание:
    Национализм - любовь к своему народу и солидарность с ним.
    Фашизм - комплекс идеологии, социальной и управленческой практик корпоративного государства. (Был разработан британцами в рамках подготовки стран-участниц будущей 2-й мировой войны, был вброшен в 1917 году резидентом британской разведки С.Хором через агента британской разведки итальянского рабочего лидера Б.Муссолини).
    Национал-социализм (германский) - радикально отличается от фашизма наличием теории расового превосходства «арийской расы».
  • alt

    Владимир Васильев 22.12.2014 23:08:21

    Ну и каша у тебя в голове ---ещё Борис Стругацкий писал :" Только ради Бога, не путайте национализм с патриотизмом ! Патриотизм -это любовь к своему народу, а национализм - неприязнь к чужому ! К стати улови еще одну разницу, между национализмом и нацизмом (национал -социализмом) и фашизмом Определения ты без труда найдешь в Википедии. Так вот россия многоНациональная Держава более 180 ти национальностей, так что мизерным процентом зараженных вышеперечисленной заразы из 145 ти млн, может и наберетсятысяч 2о придурков. Для сравнения в 45 ти млн как показывают все эти события всеми этими болезнями общества фашизмом, национализмом, и нацизмом заражено не менее половины населения. , т.е болше 20 ти миллионного населения Белоруссии. К стати следует тебе напомнить : 1 Ведь еще загодя до майдана двое беларусов устроили взрыв в Минском метро, которых впоследствии казнили 2. Первой жертвой майдана был беларус (член УПА, как ни странно застрелянный из охотничьего ружья 3 Среди участников майдана заснятых на втидео и дававшие интервью -были беларусы ; На стороне ВСУ в донецком аэропорту воевали беларусы из Хартии 96 представляясь киборгами и т.д. и растиражированное наемником из белоруссии получение гражданства украины из кровавых рук Порошенко-Вальцмана и т.д. 5 Среди населения беларуссии выступающих за ранее упомянутые " ЦЕННОСТИ" и разрыв с Россией действительно много прибалтов поляков и украинцев и часть белоруссов включая упомянутую Хартию. К сожалению так сложилось, что после Великой отечественной от местного населения в живых осталось не более 20 % и по итогам часть территории Польши отошла к Белоруссии. Писать о том как и кем из руин была и заселена республика очень долго и длинно. Захочешь узнать побольше -погуглишь подольше ! Статья - БЕЗЗЛОБНАЯ и НЕ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ - Статья критическая по отношению к метаниям Лукашенко, при том при всем живущим под санкциями со стороны запада около 20 ти лет, следует признать благодаря поддержке и помощи России. Хотя при том при всем , мы этого не не знаем-согласись-возможно это скоординированный с Россией и Казахстаном план , чтобы прекратить гражданскую войну на Украине и постараться спасти население (во многом зазомбированное оголтелой пропагандой и задавленное правящей киевской Хунтои ! Извини -это мое мнгение ! Так что не раздувай костер ненависти !!!
  • alt

    могилёв 28.12.2014 15:40:16

    "Сумбур вместо музыки". Так коротко оцениваю Ваше словоизвержение.
    1. Мутные писаки-евреи-конъюнктурщики Стругацкие не могут быть авторитетами в толковании политологических терминов.
    2. Неприязнь к чужому народу - шовинизм. Неприязнь к чужой расе - расизм. Термины широкоизвестные, зачем фантазировать на тему "неприязни к чужому народу" необоснованно? Сами себя путаете. Или пропагандируете неумело.
    3. Википедия тоже слишком ангажированная затея властвующей закулисы, чтобы на неё ссылаться.
    4. Росссия - мононациональная страна, в ней 83-85% русских людей.
    5. "Костёр ненависти" - совсем престранная Ваша фантазия. К кому ненависти? Читайте внимательнее.
    6. Ваше многословие не по делу говорит о Вашей невнимательности и упрямстве заинтересованного человека.
  • alt

    Александр 28.12.2014 22:44:24

    А я и не знал, как оказывается у нас в Беларуси всё так плохо! Особенно в Брестской области и Бресте. Может поэтому русские сюда приезжают отдыхать от славной и безопасной России?
    А ежели объективно, то не следует раздувать распри между Белорусами и Русскими. Беларусь это единственная страна в мире, где к Русским относятся хорошо, а не бояться и/или, мягко говоря, не готовы лобызать темечко.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть