Жизнь после евро

02.12.2014

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

Мало кто успел осознать интереснейшую коррекцию нашего сознания, проявившуюся в текущем валютном кризисе. Мы больше не говорим о курсе доллара. Зато с неподдельной тревогой в голосе спрашиваем: «Как там евро?»

Легендарный «бакс», зеленый культовый герой лихих 90-х, которым привыкли мерить свою жизнь малиновые пиджаки, эффективные менеджеры и поколение «пепси», больше не актуален. Это просто дензнак далекой недружественной империи, измеритель роста и падения нефтяных котировок. Ах да! Еще от доллара пляшет цена на айфон. Простите, забыл.

Иное дело — евро. Полная дама намучилась с содержимым наших магазинов, где есть вещи либо на кащеев, либо на безвкусных хабалок, но ей выпала командировка в Берлин. И вот она идет за обновкой и понимает, что та ей уже не по карману. Учительница из провинции всю жизнь рассказывала школьникам про величие Нотр-Дам де Пари, и вот собралась наконец-то увидеть его вживую, и вдруг — скачок курса обессмысливает все предприятие. Для кого-то дело серьезнее — срочно нужен МРТ, а в большинстве наших клиник это даже за деньги месяц очереди. Человек летит в Вену, где можно обойтись одним часом и четырьмя сотнями евро. Но вдруг обнаруживает, что с него причитается уже не 18, а все 26 тысяч рублей, а с учетом билетов и гостиницы — гораздо больше.

Другими словами, курс евро — это нынче вопрос качества жизни довольно большого числа людей. Не завсегдатаев гламурных «пати», а сотен тысяч и миллионов россиян.

И тут включаются два хора, дополняющих друг друга каким-то нечеловеческим антифонным пением. Хор первый: «Вот он ваш Крым! Геополитикой обрушили жизнь обычным людям!» Хор второй: «Да зачем нам все это сдалось? Не жили хорошо, нечего и начинать». Нет смысла выяснять, какая из партий более неправа — они исполняют одну и ту же песню.

Разумеется, сложившаяся сейчас ситуация — это плата не «за Крым». И даже не за события в Новороссии. А, скорее, за системные многолетние ошибки экономической политики, совершавшиеся по большей части теми, кто громче всех сегодня кричит о «чрезмерной цене Крыма». Это расплата за уничтожение производственных мощностей в реальном секторе, отсутствие инвестиций в науку, вступление в ВТО (которая, заметим, очень нам «помогла», когда вопреки всем правилам на нас были наложены санкции), за коррупцию, пронизавшую общество сверху донизу.

Огромные нефтяные доходы мы тратили на малопонятную роскошь или на подкуп друг друга. Мы не столько были богаты, сколько играли сами для себя богатую жизнь, покупая роскошные гаджеты, когда не хватало на ипотеку.

Россия вползала в кризис последние несколько лет, и санкции стали не более чем вишенкой на торте. Это настоящее чудо, что Россия, простите за варваризм, «откэшилась» Крымом, и у нас останется кое-что материальное и по-настоящему важное, а не только сказочные «Зимние. Жаркие. Твои». Годами, десятилетиями, подкармливая в угоду смутным «геополитическим соображениям» целую свору незалежных нахлебников, выделяя им кредиты, дешевый газ, закрывая глаза на издевательское обращение с русскими, мы смогли хотя бы на излете наших «тучных лет» поступить правильно. Возвратить то, что будет всегда в цене — свою землю и своих людей.

Теперь нам предстоит пройти проверку на прочность. То, что было настоящего в нашей экономике, в социальных отношениях, в нашем богатстве, уцелеет. Остальное — нет. И расставание будет весьма болезненным, хотя, надеюсь, обойдется без новой криминализации общества.

Но главная ошибка, которую мы можем теперь совершить, это перейти к заклинаниям про «зелен виноград». То есть пропагандистским самоуговорам, что нормальные потребительские запросы и экономика, которая может их обеспечить, — это суета и баловство, что жить надо проще и скромнее. Если мы сделаем эту ошибку, то повторим неудачный позднесоветский опыт. Общество, если помните, тогда разделилось на интеллигенцию, поклоняющуюся «банке темного стекла из-под импортного пива», и на простой народ, молящийся колбасе. Тот бытовой неустрой, прикрываемый барабанной риторикой о социалистических идеалах, скатился в самый отчаянный и истерический приступ низкопоклонства перед Западом за всю нашу историю.

К лобовому столкновению с Западом наше общество сегодня, в общем-то, готово. Готово прежде всего морально и идеологически, поскольку разочарование западной политикой и западными ценностями огромно. Фактически единственное, что примиряло нас с ними, точнее говоря, с Европой, последние годы, — это как раз заемное качество жизни, возможность пользоваться ЕС как курортом, супермаркетом и спа-салоном. Мы разрушали или не развивали собственное производство, в том числе и собственную индустрию качества жизни, именно подчиняясь идее: «Все равно у нас ничего хорошего не получится, продадим нефть и купим все, что надо, в Лондоне и Париже».

Если мы не хотим зайти на второй круг, когда от молений перед привезенной из дьюти-фри бутылкой переходят к разрушению страны и народа, нам недостаточно научиться выживать. Придется научиться жить. Обладать своим, а не заемным и импортированным богатством. Освоить все то, что экономисты на своем птичьем языке именуют «импортозамещением».

Американцы пользуются китайским ширпотребом, ездят на японских машинах, но умеют, как и раньше, делать все это. Собственно, они-то китайцев и научили. Даже покупая чужие товары, развитая нация не утрачивает умения производить свои аналогичные.

В эпоху после евро ни в коем случае нельзя соглашаться жить как попало. Надо жить хорошо и требовать от нашего рынка, чтобы он обеспечивал нас достойными товарами и услугами. Нам нужно качество жизни. Свое качество своей жизни.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (4)

  • alt

    Корхов Юрий Вадимович 02.12.2014 20:08:16

    Странно, что "качество жизни" Егор Станиславович сводит к уровню и качеству МАТЕРИАЛЬНОГО потребления.

    Качество духовного потребления (духовный комфорт, даже блаженство) требует некоторых особых условий существования человека в обществе - систему ТАБУ, естественно ограничивающих СВОБОДУ человека. И это только первая НЕПРИЯТНОСТЬ.

    Далее, добиться ровно такого же уровня и качества производства потребительских товаров в нелиберальной (открытой и конкурентной) экономике практически НЕВОЗМОЖНО. 

    За духовный комфорт нужно ПЛАТИТЬ ограничением материального потребления. В Православии есть такая ценность как аскетизм. Разумеется аскетизм не келейного затворника, а нормальное сознательное самоограничение.
  • alt

    Владимир 04.12.2014 08:41:17

    Главная физиологическая потребность человека это колбаса. Голодный рабочий класс мигом революцию устроит. Любой знакомый поверхностно с психологией вам скажет. Голодному и беззащитному человеку не до ваших высоких материй.
  • alt

    Корхов Юрий Вадимович 08.12.2014 00:50:00

    Вы говорите о несовременном обществе, так было до второй половины ХХ века.

    Современные техника и технология таковы, что голод исключён из социального бытия (зелёная революция).
  • alt

    Калерия 03.12.2014 10:25:20

    Егор!
    Вы давно в америке бывали, На сегодняшний день ничего путного они производить не умеют, в том то и проблема. Приличные вещи, например одежду, они производят на экспорт, сами же потребляют такую каку, что и передать невозможно. Да и разве вообще надо нас сравнивать с этим мыльным пузырём, который жил некоторое время хорошо лишь паразитируя на других странах и континентах.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть