Свой среди своих

17.11.2014

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

Выступление Святейшего Патриарха с призывом обратить должное внимание на проблемы русского народа и «Декларация русской идентичности», принятая Всемирным Русским Народным Собором, привели к предсказуемому сердечному сотрясению у либеральной общественности.

Те, кто упрекал Церковь в невнимании к общественным проблемам, теперь истошно визжат, что «патриарх лезет в политику». Те, кто предъявлял претензии, что «Церковь слилась с властью», теперь ябедничают: мол, Патриарх смеет критиковать русофобскую политику. Кто еще недавно кричал, что «национальность — это не кровь, а культура», теперь возмущены тем, что принадлежность к русскому народу определяется через культуру, язык, самосознание и отсутствие отнесения себя к другому этносу. Кто ехидничал, что «никаких русских нет, поскреби — найдешь татарина», теперь называют чуть ли не «расизмом», указание на то, что самый простой путь стать русским — родиться и быть воспитанным в качестве такового.

Это значит, что и выступление Святейшего и «Декларация» попали в самую точку. Был определенно поставлен и начал находить удачное разрешение основной вопрос нашего общества — русский вопрос. Где то место, которое должен занимать русский народ в созданном им великом государстве, имеет ли он право на воссоединение, уважение своей истории, своего языка?

Ответ Патриарха и Собора вполне определенный: «Русским — быть!» Причем «Декларация» решилась напомнить о том, что сейчас часто забывают: нация — не организация со свободным членством. В основе своей это связь поколений, прошлых и будущих, традиция, которая передается через рождение, воспитание, приятие наследия предков. Чтобы народ создал великую культуру, приобщаясь к которой выходцы из других народов хотели бы бормотать даже на смертном одре «строчки из Александра», необходимо, чтобы в основе этой культуры лежала живая, передающаяся от отца к сыну традиция, чтобы первое чувство национального самоопределения возникало с первой материнской колыбельной. Должно быть то чувство особенности, которое до конца не растворяется во всеобщности глобального Вавилона.

Я например, никогда не забуду, как меня ребенком в деревне засунули мыться в устье большой русской печки. Горячий воздух от почерневших кирпичей и ощущение себя Иванушкой, которого Баба-Яга посадила на лопату. А потом выходишь из темного устья чистый, пропаренный, будто родившийся заново… Эта архаичная традиция уже почти забыта: в моем поколении с нею соприкасались единицы. Но многие другие обычаи, которые придают сознанию русского человека этническую определенность, чувство своего, по-прежнему живы.

Живо и русское православие как образующий фактор русской культуры. Увы, на требование «Декларации» признать его таковым последовали привычные антиклерикальные шумы о необходимости уважения к атеистам, перунистам, иеговистам…

Однако, когда мы говорим о православии, как о факторе, создающем русскую культуру, речь совсем не о личном религиозном самоопределении человека, которое он, в конечном счете, обсудит с Богом на Страшном суде. Религиозная традиция — это, к примеру, пространственная этническая и цивилизационная кодировка, разметка «нашего» и «не нашего».

Европа — это пространство, где высятся готические соборы. Европа без устремленных ввысь стрельчатых арок — какая-то не настоящая, второсортная. Мир ислама соткан из бесчисленных голосов муэдзинов, переплетающихся в пространстве между минаретами.

Русское пространство — это золотые главы и шатровые колокольни. Где они есть, — там Русь. Там, где их не видно, где они уничтожены, теряется и русское качество пространства, оно впадает в забытье.

Наши предки это отлично понимали, и поэтому особым русским направлением церковного зодчества стал шатровый стиль — обращенный не вовнутрь, как византийский храм, а наружу, в экстерьер, подобно Василию Блаженному или церкви Вознесения в Коломенском. Задача такого храма — обозначить присутствие Божие, присутствие православной веры в окружающем ландшафте.

Когда, готовясь к грандиозному Казанскому походу, русские рати ставили на волжском острове крепость Свияжск, то заранее подготовлены были и спущены затем по реке срубы стен, домов и церквей. Церковь должна была встать на новом рубеже одновременно с городом. Потому что — как обозначить иначе пришествие русского народа?

Произнесите мысленно: «русский пейзаж». Что представится вашему умственному взору? Скорее всего петляющая речка. Один берег низкий, луговой, другой — высокий, поросший лесом. И там, на горе, обязательно видна небольшая церквушка, увенчанная шатром или луковичной главкой. Попытайтесь теперь мысленно убрать эту церквушку, и вы обнаружите, что пейзаж распался. Уже непонятно — Польша перед вами, Прибалтика или Россия, уже непонятно, люди здесь живут или же дикие звери. Нет церковной главки — и пейзаж обезглавлен. Убрали шатер — и смысловая определенность пространства расшаталась.

Поэтому и сегодня, когда некоторые последователи некоего «внутреннего православия» осуждают церковное строительство, язвят про сооружение якобы «храмов без прихожан», в этом очевидно лицемерие. Особенность русской православной архитектуры и градостроительства такова, что именно через создание храмов мы превращаем в храм пространство наших городов, сел и даже пустыней, лишь осененных далеким лучом от золотого креста. И всякий вошедший в это освященное пространство, русское пространство, становится волей-неволей прихожанином, а уж потом может определиться и с личной своей судьбой.

Русское пространство — это пространство церковных шатров и главок. Русские — это те, кто в кодированном таким способом пространстве чувствует себя своим. Если забыть об этом — быть нашему национальному дому и храму пусту.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (3)

  • alt

    Олегович 17.11.2014 22:18:59

    Господа... Речки с церквушками - как это мило...

    Но главное-то не в этом. Патриарх Кирилл - боец. Боец переднего края. Той войны, что уже дано ведется и вокруг нашей страны и в ней самой.

    И, честно говоря, единственная наша надежда победить в этой войне, сохранить свою самость, свою русскость, свое государство - это только Православная церковь.

    И это не красивые слова, это голимая прагматика.

    Только церковь имеет достаточный авторитет дать нашему обществу незыблемые этические императивы. Суть - тот единственный стержень, вокруг которого только все и может строиться, и за который только это все и может держаться.

    Вроде все банально: 10 заповедей - и только. Но за ними - обязательно Причастие. А перед Причастием - обязательна Исповедь... Когда на кануне исповедания, в вечерней тиши, сам примеряешь к себе грехи... Грешен ли? Делал ли такое? Делал... Грешен. Каюсь... И счастье, когда батюшка читает над твоей головой разрешительную молитву. Вот ты, вот Господь. И ты стал хоть немного достоин Его любви...

    Понимание этой роли Православия и обуславливает все те пакости, все то бессильное дерьмо, что льют на Церковь, на ее Предстоятеля...

    Господи, продли дни Патриарха Кирилла...

    Олегович





  • alt

    Волков 20.11.2014 12:47:45

    Олегович:
    Господи, продли дни Патриарха Кирилла...
    _________________________________-
    И Патриарху, и всем человекам во спасению душ их….



    Олегович: "Только церковь имеет достаточный авторитет дать нашему обществу незыблемые этические императивы"
    _______________________________________
    А разве на этом с учетом "складывающейся" ситуации-обстановки должен делаться упор? Ведь факт, что т.н. идея ценностей разработчиком-проводником, которой является нынешнее руководство РПЦ, ощутимых-полновесных плодов не приносит… Не допущен ли концептуальный промах - и по какой причине?



    Олегович:
    "Вроде все банально: 10 заповедей - и только. Но за ними - обязательно Причастие. А перед Причастием - обязательна Исповедь..."
    ______________________________________
    Не пора ли досконально разобраться в одной, самой главной заповеди - Любви? И в том есть смысл и будет большая польза… Известно, например, что святая Мария Египетская за жизнь причастилась всего два раза. Дело, наверное, не только в том, что она была пустынножительницей… Известный настоятель входящий в круг руководства РПЦ одного из храмов находящихся недалече от Красной площади "как-то" при "общении" от соответствующего разъяснения уклонился… Нет ли в том определенной причины-связи?



    Олегович: "Понимание этой роли Православия и обуславливает все те пакости, все то бессильное дерьмо, что льют на Церковь, на ее Предстоятеля..."
    _______________________________________________
    Да коли понимали - разве "лили" бы? Получается, что "роль" должным образом не "доводится"...Потому, не конструктивнее ли подойти к сему "факту" как знаку недостаточно эффективной работы РПЦ в деле духовного просвещения тех же потенциально пасомых и попытаться выявить-установить действительные причины? Судя по тематике прошедших Всемирных Русских Народных Соборов это вообще неактульно и, в целом, складывается впечатление, не интересует даже РПЦ! Приоритет на Соборах "выставлен" общественно-политическим проблемам! Занимаются, кажется всем - даже экологическими проблемами природы, а не столько души! Почему?
    И не следствием той же настойчиво проводимой "тенденции" (уклонения от главного!) стало-потребовалось и принятие "Декларации русской идентичности"? Задумался ли только кто-либо на Соборе об истинно духовной стороне-последствиях сего документа? Или способных сделать сие в составе участников не оказалось? По тривиальной, в общем-то, причине…
  • alt

    Волков 21.11.2014 12:36:35

    Егор Холмогоров:
    "Русское пространство - это пространство церковных шатров и главок…" "И всякий вошедший в это освященное пространство, русское пространство, становится волей-неволей прихожанином, а уж потом может определиться и с личной своей судьбой."
    ______________________________________
    "Блещут маковки церквей и святых монастырей"? А вдруг, как когда-то в Византии посланцам известного киевского князя, сия красота "возьмет" да и приглянется-ляжет на душу гигантскому по численности и стесненному пространством иноземному народу и потечет он широким потоком в Россию прихожанами? Кстати, чем не способ решения российских проблем - оборонной, демографической и не только? Наладят китайцы и экономику, "сведут" на нет и нынешние вопросы внутрироссийских межнациональных проистекающих явно не от любви" трений-отношений - да разве решится кто "бодаться" с китайским Драконом, во-первых, по "ликам" однозначно визуально идентифицируемым, а во-вторых… …Что там, у А. А. Блока сказывается - мильоны - вас, нас - тьмы и тьмы, и тьмы - попробуйте, сразитесь с нами? С тем же НАТО сразу "станется", что "надо"… И судя, по тому, как ныне Россию "одемо-крачивают" дело к тому идет. Имеются возражения? "У" Владимира Семеновича Высоцкого - "но одна загвоздка есть - русский я по паспорту…"? Так Творцу до паспортных данных человека как… Ему эллин ли, иудей… китаец… С обязательной докторской степенью ли в системе госуправления как ныне "затребовано" Минтрудом или без оной… Главное, чтобы сердце-душа была - способная или хотя бы расположенная правильно вмещать-понимать Истину. И народ соответствующий вкупе с просторами - немалыми (для чего - отдельный вопрос)! "С златоглавыми церквами, с теремами да садами"…
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть