Чайковский: кто превратил гения в гея?

05.11.2014

Дарья ЕФРЕМОВА

Фото: ИТАР-ТАСС

5 ноября в Москве состоялся телемост «Москва — Санкт-Петербург — Екатеринбург», посвященный грядущему в мае 2015-го юбилею Петра Ильича Чайковского. Яркая гениальность, одиночество и содомия — именно так привычно выстраивается образный ряд, когда речь заходит о великом композиторе. «Культура» побеседовала с доктором психологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Светланой Беличевой о природе нездорового интереса к «темным сторонам» личности гения.

культура: В самом деле, так ли важно, «был» — «не был»? Как говорится, мы ведь любим Чайковского не за это...
Беличева: Конечно, обсуждать гениального композитора исключительно в ключе сексуальной ориентации — абсурд. Даже если бы «факты» подтвердились, едва ли это могло повлиять на восприятие его наследия. Но как психолог я всегда сомневалась. Такую музыку — гармоничную, светлую, исцеляющую — не мог написать изломанный человек. Гомосексуализм хоть и не порок, но и не норма. Это сексопатология, которая, как и любая болезнь, накладывает отпечаток на творчество — должен чувствоваться какой-то надлом. За Чайковского обидно еще и потому, что в этих слухах много откровенно компрометирующего, скабрезного. Ему ведь приписывают не только страсть к взрослым друзьям, извозчикам и слугам. Говорят, будто он совратил своего племянника Боба Давыдова, а вот это уже кощунство. Он любил этого мальчика как сына.

культура: Амфитеатров писал, что Чайковскому был свойственен духовный, платонический эфебизм. Этим и объяснял привязанность к племянникам.
Беличева: Думаю, все проще. У Чайковского своих детей не было. И семья сестры Саши заполняла этот вакуум. В браке с Львом Давыдовым у нее было четыре дочери и три сына. Петр Ильич тепло относился ко всем племянникам, но выделял Боба — Владимира. Талантливый, тонко организованный, склонный к рефлексии мальчик был особенно дорог ему, понятен. И совсем уж безумство — подозревать Петра Ильича, а заодно и его брата Модеста в гомосексуальном влечении к глухонемому Коле Конради, которого воспитывал Модест. Ведь он добился необыкновенных успехов в воспитании больного ребенка, научив его говорить и понимать речь собеседника. А Петр Ильич Николая просто обожал. «Коля с первого раза совершенно и навеки обворожил меня, — писал он брату Анатолию. — Любовь моя к Коле, основанная, во-первых, на его чудном кротком нраве и уме, во-вторых, на глубоком сожалении к нему, возрастала в геометрической прогрессии с каждой минутой».

культура: Похоже, Чайковский был сентиментальным человеком. 
Беличева: Даже слишком. И эта привычка — писать трогательные письма, не скупиться на добрые слова — лишь подпитывает слухи. У Петра Ильича был слуга, Алеша, без которого беспомощный в бытовых делах композитор не мог обходиться. «Ведь я тебя люблю не как своего слугу, а как самого близкого родного, как брата или как сына», — признавался в письме. Один из основных биографов Чайковского, профессор Йельского университета Александр Познанский видит здесь не что иное, как «феномен переноса эротических чувств». Мало того, что Алексей дважды женатый, так он еще вел жизнь, полную любовных приключений. Чайковский был крестным отцом его сына Егорушки, ужасно горевал о судьбе соблазненной Алексеем кларанской служанки, испытывал «жалость к бедной Мари и порыв сильнейшей нежности к эмбриону, находящемуся в ее чреве», всю ночь проплакал, узнав о смерти Феклуши, первой жены своего слуги.

культура: Действительно, редкая чувствительность. 
Беличева: В этом нет ничего особенного. Если пользоваться терминами современной психологии, по своему душевному складу Чайковский был психастеником. Натура крайне тревожная, отзывчивая, ранимая. Склонный к депрессивным состояниям, самоедству, он жил, пока работалось. И начинал киснуть, если дело не шло. Выпивал, глушил свое состояние. 

В Московской консерватории Чайковский был всеобщим любимцем. Как вспоминает Константин де Лазари: «Все, кто только входил с ним в сообщение, сразу подпадали под его очарование… Его просто разрывали на части приглашениями, и, не имея духа отказать никому, он принимал их, но это его очень тяготило, потому что отвлекало от работы сочинительства».

культура: Говорят, у него было много поклонниц.
Беличева: Он был красив, а в конце жизни еще и богат. Вот эти отвергнутые дамочки и пустили слух о его гомосексуализме.

Дезире Артокультура: Что же он всех отвергал? Боялся связываться с женщинами после неудачной женитьбы?
Беличева: Женитьба его окончательно добила. А вообще, отношения с женщинами складывались непросто. В молодые годы часто увлекался. С однокашниками по Императорскому училищу правоведения ездил по балам, флиртовал. Писал сестре: «Четвертый раз влюбляюсь. Опять Соня». А потом он страстно увлекся французской певицей Дезире Арто. Через полгода после знакомства в письме к отцу испросил благословения: «Мы воспламенились друг к другу весьма нежными чувствами <...> Само собой разумеется, что тут же возник вопрос о законном браке, которого мы оба с ней весьма желаем». Впрочем, в том же письме к отцу Петр Ильич пересказывает опасения друзей, особенно Рубинштейна, «что, сделавшись мужем знаменитой певицы, я буду играть весьма жалкую роль мужа своей жены, то есть ездить за ней по всем углам Европы, жить на ее счет, отвыкну от работы». Брак, как известно, не состоялся. Дезире не сдержала данного Чайковскому обещания и вышла замуж за испанского оперного певца Мариано Падилью-и-Рамоса. «Какова госпожа», — бравировал Чайковский в письме к Модесту. Но на самом деле, он очень расстроился, я бы даже сказала, перенес психотравму. Один из близких друзей композитора Николай Кашкин рассказывал, как на очередном концерте Арто Чайковский сильно волновался: «При появлении артистки на сцене он закрылся биноклем и не отнимал его от глаз до конца действия, едва ли много он мог рассмотреть, потому что у него у самого из-под бинокля катились слезы, которых он как будто не замечал». 

П.И. Чайковский и Антонина Милюковакультура: Ну а потом была неудачная женитьба...
Беличева: Антонина Милюкова, совсем как пушкинская Татьяна, написала ему первой. Призналась в любви. Даже грозилась покончить с собой, если он ею пренебрежет. Дама истерического склада. Но Петр Ильич этого не заметил: он как раз начинал работать над «Евгением Онегиным», восхищался героиней и ужасно возмущался черствостью Онегина. В итоге посчитал своим долгом жениться на страстно любящей его 28-летней девушке. Этому решению способствовало и настойчивое желание отца видеть сына женатым. То, что он испытал после свадьбы, Чайковский весьма красноречиво описывает в письме Надежде фон Мекк: «Я провел две недели в Москве со своей женой. Эти две недели были рядом самых невыносимых нравственных мук. Я впал в отчаяние. На меня стали находить минуты безумия, во время которых моя душа наполнялась такой лютой ненавистью к моей несчастной жене, что хотелось задушить ее. Мои занятия консерваторские и домашние стали невозможны, ум стал заходить за разум. <...> Ежечасно она повторяла мне бесчисленные рассказы о бесчисленных мужчинах, питавших к ней нежные чувства. По большей части, это все были генералы, племянники знаменитых банкиров, известные артисты, даже лица императорской фамилии. Засим, не менее часто она с каким-то неизъяснимым увлечением расписывала мне пороки, жестокие и низкие поступки... <...> Она говорила мне, что влюблена в меня четыре года; вместе с тем, она очень порядочная музыкантша. Представьте, что при этих двух условиях она не знала ни единой ноты из моих сочинений. <...> Но нужно быть справедливым. Она поступала честно и искренно. Она приняла свое желание выйти замуж за любовь».

Надежда фон Мекккультура: Довольно язвительная характеристика.
Беличева: На самом деле, он очень корил себя за то, что так и не смог привязаться к жене. Даже хотел топиться, но, слава Богу, дело было в ноябре, река замерзла. Уехал за границу, дописал там «Евгения Онегина», как-то пришел в себя. Развестись так и не удалось: слишком унизительная процедура — надо доказывать прелюбодеяние кого-то из супругов через Синод. В итоге договорились, что он будет ее содержать, а она его не беспокоить — даже письмами. Такое впечатление, что после этого он решил не связываться всерьез с женщинами. Общался в письмах только с Надеждой фон Мекк. Очень искренняя, исповедальная переписка, полная настоящей духовной близости. Меценатка, жена железнодорожного магната, дама чрезвычайно умная и образованная, она очень высоко ценила гений Чайковского. Настолько, что стала его субсидировать — высылала по шесть тысяч рублей в год. Это позволило ему оставить работу в Консерватории — там были нагрузки по 27 часов в неделю — и целиком посвятить себя творчеству.

культура: Арто, Милюкова, фон Мекк... Почему композитору упорно приписывают нетрадиционную ориентацию? Как появились эти слухи?
Беличева: «Версии» начали распространяться в эмигрантской среде досужими дамочками, так и не удостоившимися его внимания. Затем слух подхватила Нина Берберова, очевидно, в целях популяризации собственного имени. Она и раскрыла «страшную» тайну, объяснив необходимость сомнительных разговоров прогрессивностью западного менталитета и открытиями Фрейда. «Андрогинизм начал пониматься не как болезнь, которую нужно лечить, а как опыт, через который проходит около 20 процентов людей», — писала она. Но если Берберова основывалась на слухах — поговорила с каким-то человеком, снимавшим у Модеста квартиру, — то современные ученые пошли дальше. Александр Познанский в монографии «Чайковский» прямо-таки настаивает на гомосексуальности композитора, делая соответствующие выводы из самых невинных фактов.

культура: Например?
Беличева: Познанский уверяет, будто между Чайковским и его младшими братьями-близнецами Анатолием и Модестом существовала «сильная эротическая напряженность». В возрасте четырех лет они остались без матери, и старший брат о них очень заботился. «Я с самой первой минуты их сиротства хотел быть для них тем, что бывает для детей мать, потому что по опыту знал, какой неизгладимый след оставляет в душе ребенка материнская нежность и материнские ласки. И с тех самых пор между мной и ими образовались такого рода отношения, что как я люблю их больше самого себя и готов для них на всякую жертву, так и они беспредельно мне преданы», — писал он фон Мекк. Эти слова биограф приводит в качестве доказательства. 

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Чайковский». 1970

Еще один аргумент — стихотворение «Ландыши», написанное Чайковским. В нем описываются разные времена года, отождествляемые с разными возрастными этапами жизни человека. Заканчивается оно четверостишием: «Но, как природа вся, мы, жаждой жить влекомы, / Зовем тебя и ждем, красавица весна! / Нам радости земли так близки, так знакомы, — / Зияющая пасть могилы так темна!» В этом автор видит гомоэротический символ. Но самый «убедительный» довод — дружба композитора с поэтом, эрудитом и острословом Апухтиным, который, по мнению Познанского, не скрывал своей гомосексуальной ориентации. В психологии есть такое понятие — аддикция. Это зависимость восприятия от предшествующего опыта, стоящих перед человеком задач, мотивов деятельности, убеждений. Не зная лично Познанского, мы не можем говорить о его опыте. Но, что касается ценностей, они просматриваются. Сотрудник Йельского университета, эмигрант, Познанский строит книгу на искусственной дихотомии «правдивого западного» и «лживого советского». Идеи узаконивания однополых браков, пронумерованных родителей, пропаганды гомосексуальных отношений исследователю, похоже, очень близки.

культура: Чайковский как символ гей-движения? В конечном счете, кем бы ни был — гетеро-, гомо- или бисексуалом, это никак не объясняет природу его музыкального таланта.
Беличева: Конечно. Исследователю, по-настоящему любящему музыку Чайковского, не пришло бы в голову копаться в личной жизни композитора. Важнее сосредоточиться на характеристике его натуры, тонкой и трагедийной. И на том непростом пути, который прошел Чайковский — от безвестности и бедности к мировой славе. К славе, кстати, у него было сложное отношение. С одной стороны, он ее искал. С другой — опасался. Подозревал, что слава неизбежно вызовет нездоровый интерес к личной жизни, чего как скромный и застенчивый человек он меньше всего хотел. Так все и вышло.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (15)

  • alt

    Виталий 13.11.2014 14:19:46

    Нину Берберову, как и письма к Мекк, уважаемая психолог, видимо, не читала. Важнее, видимо, создать новый миф.
  • alt

    Lize 15.11.2014 14:40:16

    Существует огромный архив писем и дневников Чайковского, но там нет ни одного, хотя бы малейшего упоминания о его якобы нетрадиционных наклонностях. Угомонитесь уже и смиритесь с тем, что этот гений не из вашей стаи ))
  • alt

    Михаил 23.11.2014 15:33:31

    Я музыкант, скрипач. И музыку Чайковского всегда считал гениально цельной. Она сверхдостаточна. И я никогда не верил в его гомосексуальность - его "Вальс цветов" слишком нежен и тонок для гомосексуалиста. А главное: музыка любого ущербного композитора несет в себе отпечаток этой неправильности, самый простой пример - Бах.
  • alt

    Лариса 13.11.2014 15:31:36

    Автор текста не психолог. Она идеолог, не имеющий ни знаний по психологии, ни своего собственного мнения, ни хотя бы минимальных усилий в имитации научной объективности. Стыдно, что слово "культура" в названии сайта тут прикрывает самое заурядное мракобесие и политическую продажность.
  • alt

    Андрей 13.11.2014 21:04:24

    Какая стыдобина, неприкрытое невежество под искусствоведческим соусом.
  • alt

    elena 14.11.2014 08:32:42

    Спасибо автору и психологу за гения, голубятня в панике! Стыдно - у кого видно!
  • alt

    Aivee 13.11.2014 22:50:19

    >Такую музыку — гармоничную, светлую, исцеляющую — не мог написать изломанный человек.

    Так и хочется спросить: "Простите, а вы точно психолог"??? А проходил ли этот психолог супервизию? %-(
    Дорогая редакция, откуда вы выкопали... м-м-м... это?
  • alt

    Александр 14.11.2014 08:37:52

    не ответить не могу. Я целиком и полностью согласен с автором статьи, Чайковский гений - и этим все сказано. А не добросовестные люди на этом делают себе имя. Нужна сенсация и где ее найдет не добросовестный гад ему все равно. Обольет ли грязью гения или утопит во лжи друга. Это принцип жалких людишек, которых интересуют только деньги.
  • alt

    Владимир 14.11.2014 13:29:49

    Какая прекрасная статья!!!! Можно сказать только одно, что Чайковский великий гений!!! Мне лично интересно его великое наследие и пока нет ни одного достоверного факта о его, яко бы, так называемой нетрадиционной ориентации. Мне вообще искренне не понятно, почему стольким людям интересна его личная жизнь, и почти все знают эту сплетню, про то что он яко бы гей. Но при этом мало кто знает его симфонии и вообще все его великое творчество! Мне крайне неприятны происки лобистов гей движения в нашей стране и во всем мире, которые порочат имя великого композитора. Где факты господа? Факты где???
  • alt

    Лиля 14.11.2014 18:07:05

    Госпожа психолог упоминает аддикцию в отношении Познанского, но почему-то не может применить сей же принцип к себе. Между тем, уже с первых строк понятно её негативное отношение к гомосексуальности. Очевидно, что она не может судить обьективно
  • alt

    Алексей 15.11.2014 14:57:51

    Занятно, как включаются проекции у гомофобов, после прочтения слова гомосексуальность. Текст, уже не доходит до мозга. Беличева ни слова не сказала про то, что Чайковский гомосексуалист, а наоборот всё интервью опровергает это. И также, довольно мягко отзывается об исследователях, намекая, что скорее всего у них были какие-то проблемы с восприятием гомосексуальности — «Не зная лично Познанского, мы не можем говорить о его опыте».
  • alt

    Vera 05.12.2014 00:39:47

    Целиком согласна Виталием! Книгу Берберовой психолог явно не читала! Книга эта- серьезное исследование личности с приведением огромного количества цитат из переписки Композитора. Неважно, был или не был. В конце концов мировая культура многим обязана людям с нетрадиционной ориентацией! Микеланджело, Леонардо да Винчи, Уальд, Байрон, Дягилев, Нижинский... Список можно продолжать до бесконечности.
  • alt

    Angelocheck 03.03.2015 01:37:05

    Автор не только Берберовой не читала. Она и новой книги "Неизвестный Чайковский" с его дневниками, перепиской без купюр из архива музея в г. Клин не читала, и книги Манна (сына Томаса Манна, лауреата Нобелевской премии). Да и вообще, какой психолог может утверждать, что половая ориентация мешает творческой гениальности? Человек, опомнись - хочется сказать.
  • alt

    lusialu 07.07.2015 15:58:02

    Статья ужасна в своей откровенной фальши, Беличева не должна быть так безграмотна - она же типа профессор. но безграмотности-то и нет на самом деле, прекрасно понятно о чем речь. Да, Чайковский ТАК жил, ТАКИМ был, ну и что!? ну и что из этого!? музыка его бессмертна, вызывает те чувства, которые он хотел чтобы были вызваны. Есть куча гениальнейших людей, да - они геи!!! зачем врать о них, придумывать нечто для того чтобы можно было удобоварить!? принимайте их талант, их гений таким как есть.
  • alt

    firewheel 04.12.2015 10:06:51

    Хотелось бы верить, что Чайковский в действительности не был геем. Лично у меня как нормального и адекватного человека вся эта девиация вызывает отвращение, которое неизбежно накладывает негативные ассоциации при прослушивании его музыки, пусть даже гениальной музыки. А статья это даёт надежду на переосмысление данной ситуации. 
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть