«Таврида» — дорога открытий

Александр АНДРЮХИН, Крым Августин СЕВЕРИН , Платон БЕСЕДИН

06.09.2018

В Крыму благодаря строительству федеральной трассы «Таврида» — невиданный по масштабам всплеск археологических открытий. Обнаружено порядка 80 000 артефактов, исследуются десятки памятников. Работы на 200-километровом участке будущей скоростной дороги стали крупнейшими в истории полуострова. «Культура» побывала в селе Фронтовое, где был обнаружен нетронутый скифский могильник II–IV веков нашей эры.

Экспедиция расположилась на холме, в распоряжении ученых — два экскаватора и одна скромная бытовка. А вокруг — с полсотни вырытых шурфов с номерами. Внизу гудели КамАЗы, рокотали бульдозеры — расчищалась площадка для будущей трассы. Археолог Виктор Закаржевский рассказал, что предметы из нетронутого скифского могильника проливают свет на то, как влияла античная культура на местное население, которое считалось варварским.  

— До строительства дороги нам было известно, что в этом районе располагается городище, а значит, могли находиться и скифские захоронения, — объяснил ученый. — Наша экспедиция выехала сюда, чтобы сделать разведку. И буквально через две недели мы находим нетронутый могильник.

По его мнению, это была огромная удача, поскольку раскопки в регионе велись только во второй половине прошлого столетия. 

— Мы сделали несколько шурфов и заметили, что часть почвы в одном из них более темного цвета, — продолжает Закаржевский. — А это означает, что когда-то здесь раскапывали землю. Мы определили границу «затемненного» участка. Оказалось, пять на пять метров, как в скифских могильниках. Начали копать дальше — и действительно вскоре обнаружили захоронение.

Этот участок земли уже передан строителям, там пройдет трасса.

Но если все находки на пути следования «Тавриды» были найдены в результате археологической разведки, то на уникальную пещеру в районе поселка Зуя наткнулись случайно. На самом краю дороги под ковшом бульдозера внезапно осыпался грунт, и взорам строителей предстал лаз, уходящий далеко вниз. Объект оценили прибывшие на место палеонтологи.

Пещера находится в двадцати километрах от Симферополя. Строительство дороги здесь приостановлено. Место огорожено сеткой и охраняется.

— Уже решено, что трассу переносить не будут, — сказал «Культуре» председатель Российского союза спелеологов Геннадий Самохин.

Объект, по словам ученого, уникален. Пещер с такой морфологией, минералогией и палеонтологией в Крыму нет. Она тянется в длину на 1015 метров и представляет собой громадный палеонтологический памятник, который все это время был законсервирован, потому хорошо сохранились кости животных — мастодонтов, пещерных носорогов, винторогих козлов, оленей... 

Не исключено, что пещера в будущем станет естественным палеонтологическим музеем, тем более что находится она в очень удобном для туристов месте.  

Археологические открытия в Крыму, сделанные только за последний год, могут смело претендовать на мировые сенсации. Эту точку зрения разделяют все специалисты, с которыми нам удалось поговорить. Один из них — доктор исторических наук, руководитель Крымской археологической экспедиции Института археологии РАН Сергей Внуков, который рассказал о значении последних находок.

«Крымская новостроечная экспедиция Института археологии РАН работает по трассе «Таврида» уже третий год. Раскопки проводятся второй год. Исследовано до ста памятников на протяжении 300 километров от Керчи до Севастополя. В 2017 году это была крупнейшая экспедиция в стране. Масштабы работ уникальны для Крыма. Общая площадь исследования порядка 90 гектаров, от эпохи палеолита, древнего каменного века до XIX — начала XX века. Здесь памятники и каменного века, и раннего железного, и бронзового, и кочевнические, и римские, памятники Золотой Орды и Крымского ханства».

Одно из самых поздних открытий — остатки летнего полевого лагеря гарнизона крепости Керчь конца XIX — начала XX века. Кроме того, обнаружены и отдельные поселения, стоянки, курганные могильники и курганы кочевников.

«Из особо интересных памятников можно отметить курган «Госпитальный» на территории Керчи с остатками склепа погребений Боспорской аристократии. Кроме того, интереснейший объект — это стоянка эпохи Мустье нижнего палеолита; в Крыму подобные памятники не были известны. Были раскопаны несколько памятников бронзового века. При этом впервые в Крыму были найдены поселения целиком. Кроме того, обнаружены курганы, начиная от бронзового века до позднего Средневековья», — пояснил исследователь.

Отдельно он рассказал «Культуре» о том, что уже закончено изучение аристократического кладбища под Бахчисараем. Кроме того, в черте Севастополя обнаружен прекрасно сохранившийся могильный комплекс нашей эры, Римской эпохи, с огромным количеством погребений и богатым инвентарем, демонстрирующим уровень жизни местного населения того времени. А недалеко от Феодосии был открыт курган, где похоронили киммерийского вождя.

«Подобные памятники уникальны, их можно пересчитать по пальцам. Киммерийцы — достаточно загадочный народ. Находка имеет огромное значение для понимания ранней истории Крыма», — считает ученый.

Следует отметить, что в данных работах принимало участие огромное число специалистов самого разного профиля: археологи, антропологи, почвоведы, геодезисты, специалисты по геофизике. Привлекались и реставраторы. Например, в кургане «Госпитальном» были обнаружены рисунки на стенах склепа — ими занимались специалисты из Эрмитажа. При этом впервые в Крыму удалось раскопать многие памятники целиком, огромными площадями.

«Для археологии раскопанные гектары — это много, и далеко не все памятники удается осваивать такими площадями. А во время наших исследований площадь некоторых объектов составляла порядка четырех гектаров. Для понимания истории Крыма важно, что мы работаем над комплексами, попадают не только поселения, но и могильники. Благодаря этому мы понимаем не только, как жили наши предки, но и как хоронили, какой у них был быт, инвентарь. Также хочу подчеркнуть, что все материалы, находки, полученные в результате работ на трассе «Таврида», передаются в крымские музеи. Это начато уже в прошлом году, и количество находок — десятки тысяч. Все, что найдено в Крыму, отдается Крыму», — отметил Сергей Внуков.

В интервью «Культуре» директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин заметил, что происходящее сейчас в Крыму можно назвать «археологической революцией»: «14 разных экспедиций уже работало на трассе «Таврида». Работы вскрыли целые пласты исторических эпох, важнейших для Крыма, и помогут пересмотреть отчасти устаревшие теории в археологии полуострова».

«В следующем году исполнится пять лет со дня воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. Центральный музей Тавриды планирует сделать выставку наиболее интересных артефактов. В марте следующего года будет развернута подобная масштабная экспозиция. Есть определенные проблемы с тем, что далеко не все находки описаны, идет их научная атрибуция, поэтому пока мы не знаем, какие именно из объектов нам будут доступны. Однако выставка в любом случае обещает быть крайне интересной», — сказал Мальгин.


Сергей Ольховский, руководитель подводного отряда Института археологии РАН:

— Раскопки в зоне возведения Крымского моста начались еще до прихода строителей и завершились в 2017 году. Речь шла о спасении огромного количества керамики, которое отложилось в древнем порту Пантикапей за всю его многовековую историю. Сюда, в столицу Боспорского царства, корабли приходили с V века до нашей эры по VII век. К этому времени государства уже не существовало, город утратил столичные функции, но сохранил статус одного из крупнейших торговых центров региона. С этих кораблей прямо в порту сбрасывали тару, которая разбилась во время перевозки: выносить ее на берег просто не имело смысла. Именно поэтому большая часть наших находок — осколки керамики, но были и исключения — сосуды, получившие небольшие повреждения и потому имеющие значительную экспозиционную ценность. Всего мы нашли 70 000 вещей, из них по крайней мере две-три тысячи — это хорошие музейные вещи, которые обязательно попадут в фонды, а может быть, и на экспозиции. Они будут выставляться либо в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике в Керчи, либо в специально проектируемом музее строительства моста.

Самая яркая находка за четыре года — терракота в виде головы человека. Окончательного решения о том, что это такое, мы не приняли. Одна из основных версий: это лицо корабельного бога или героя, которое могло быть укреплено на хвосте корабля и вдохновлять команду своим присутствием.

Параллельно мы вели еще несколько проектов. Во-первых, это раскопки Фанагории, мы ведем их больше 15 лет. А еще — сравнительно небольшие работы вдоль Черноморского побережья: мы обследуем участки дна перед их хозяйственным освоением. Это, например, порт Тамань, где ведется реконструкция причалов. Раньше там археологические работы не проводились.


Ирина Рукавишникова, научный сотрудник Института археологии РАН:

— Самое интересное в этих раскопках — то, что было исследовано несколько сотен памятников с запада на восток Крымского полуострова, это глобальный прорыв в археологии Крыма как науки. Время — начиная с Мустьерской эпохи, речь идет о палеолитической стоянке, которую мы обнаружили в Бахчисарайском районе, вплоть до XIX века. Это летний военный лагерь в крепости Керчь. Там были остатки летних построек и многочисленные находки как военного характера (пули, штыки, детали амуниции etc.), так и личные вещи — крестики-энколпионы, горелки, бутылки, ножницы. Между прочим, такой памятник XIX века не раскапывался никогда, полученные на нем данные, без преувеличения, уникальны. Судя по документам, лагерь был возведен после Крымской войны, по итогам которой России запрещалось возводить в Крыму фортификационные сооружения, поэтому крепость Керчь была спрятана. Данные документов подтвердили наши находки, в частности, мы обнаружили пули Минье, Бердана и Мосина, что позволяет сделать вывод о том, когда появился лагерь и как долго просуществовал.

Кроме того, был раскопан царский курган, под которым был погребен недолго царствовавший представитель династии Спартокидов. И хотя он был сильно разрушен, под насыпью мы обнаружили остатки прекрасного склепа с двухслойной штукатуркой и рисунками на стенах. Найдено несколько отдельных погребений представителей семейства в каменных ящиках.

В прошлом году были проведены уникальные раскопки поселений бронзового века. В Крыму, как правило, копают античность, эпоха бронзы мало кому интересна, и это неправильно — греки пришли не на пустое место, первые колонисты здесь появились задолго до них, и к приходу гостей с Балканского полуострова они создали довольно развитую культуру, о чем, в частности, свидетельствуют обнаруженные нами интересные каменные конструкции.


Алексей Свиридов, научный сотрудник Института археологии РАН:

— Большой археологической удачей для нас стало обнаружение в этом году крупного могильника в районе села Фронтовое. В ходе проведения охранно-спасательных работ нами был обнаружен неразграбленный некрополь, для юго-западного Крыма это почти небывалое событие. Уникальность нашей работы еще и в том, что мы одним раскопом за один сезон исследуем могильник полностью. Потому что весь памятник оказался в створе прокладываемой трассы. В ходе разведки, которую мы проводили перед строительством дороги, были найдены остатки поселения, располагавшегося над некрополем.

Мы исследовали 330 погребальных комплексов. Некрополь использовался как минимум на протяжении двух с половиной сотен лет. Появляется он в позднескифское время, ориентировочно во II веке нашей эры, в более поздний период чувствуется внешнее культурное влияние. Об этом мы можем судить и по находкам, и по тому, как со временем меняются погребальный обряд и погребальные сооружения, сейчас мы уже можем говорить о пяти-шести типах последних.

Самые выдающиеся — это грунтовые склепы. Они начинаются со входной шахты, представляющей собой узкий наклонный коридор, ведущий в погребальную камеру. Это подземное сооружение размером примерно три на три метра с потолком купольного типа, благодаря такой форме он долго не обрушался.

Интересно, что почти в каждом погребении III века мы обнаружили стеклянные сосуды: кружки, стаканы, кубки, бальзамарии, флаконы, вазы — около 15 типов. Это, а также наличие большого количества металлических предметов как утилитарного характера, так и украшений, свидетельствует о знатности погребенных. В одном захоронении мы нашли несколько монет с изображением Септимия Севера и его супруги Домны.

Золотые украшения относятся к разным периодам, например, есть серьги и подвески IV века, есть нагубники и наглазники (золотые пластинки на губах и глазах, скорее всего, плата стражу загробного мира) середины III столетия.

В общей сложности около четырех с половиной тысяч находок, и это не фрагменты, а отдельные вещи — амфоры, серьги, фибулы, кувшины.


Фото на анонсе: Александр Андрюхин