Несвятые? Святые?

08.06.2017

Андрей САМОХИН

Канонизация давно уже перестала быть внутрицерковной проблемой: «кандидатов» в святцы обсуждают и за стенами храмов. Решение принимает Синод, однако дискуссии идут жаркие. Список тех, к кому верующие хотят обращать молитвы, известен: это архимандрит Псково-Печерского монастыря прозорливый старец Иоанн Крестьянкин, воин-мученик Евгений Родионов, убитый фанатиками за отказ снять крест, «московский утешитель» протоиерей Валентин Амфитеатров, старец Николай Гурьянов. Но особняком стоит великий русский полководец Александр Суворов. 

«Суворов на коне». Раскрашенная гравюра XVIII века

Тема причисления Александра Васильевича к лику общероссийских святых исподволь и по нарастающей поднимается давно. Она берет начало в 2001 году, когда был канонизирован адмирал Федор Ушаков. Впрочем, в свое время еще философ и поэт Владимир Соловьев недоумевал, чем генералиссимус в этом смысле хуже князей — защитников земли русской Александра Невского и Дмитрия Донского.

В 2008-м на Рождественских чтениях православный публицист и давний друг нашей газеты Виктор Саулкин сделал на эту тему обстоятельный доклад с доводами «за». В 2010-м участники конференции Союза суворовцев, нахимовцев и кадет, проходившей в Москве, направили прошение о канонизации Александра Суворова на имя патриарха Кирилла. На Кубани была создана общественная организация в поддержку прославления; сбор материалов в Синодальную комиссию по канонизации святых давно ведется в Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Мемориальном музее великого полководца в Санкт-Петербурге.

 В наследственном селе Суворовых Кистыш под Суздалем православными волонтерами из Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор» за эти годы восстановлен храм во имя святителя Василия Великого, построенный Александром Васильевичем, действует «суворовская община». Местночтимым святым праведным воином в Тверской епархии русский герой признан в 2011-м. И с тех пор его иконы можно встретить не только в тверских и владимирских храмах, но и по всей России и даже за рубежом. Сейчас готовится обращение к Святейшему патриарху Кириллу, которое наверняка вызовет всплеск споров — и не только среди православных.

Что же, по мнению сторонников, дает право, а по убеждению противников, препятствует прославлению Суворова в соборе святых русских воинов — вместе с Александром Невским и Дмитрием Донским, преподобным Ильей Муромцем, витязями-иноками Пересветом и Ослябей и другими?

Это и стало предметом обсуждения на круглом столе «Имя Победы — Суворов», который состоялся в Общественной палате РФ. Дискуссия была организована Комиссией ОП по развитию и поддержке добровольчества (волонтерства), благотворительности и патриотическому воспитанию. 

Как известно, комиссия по канонизации руководствуется исторически выработанными Церковью принципами, среди которых главными остаются безукоризненное исповедание православия, праведная жизнь, народное почитание, прижизненные и посмертные чудотворения. Подходит ли под эти критерии генералиссимус? Большинству наших соотечественников сегодня об этом трудно судить, особенно если речь заходит о христианском благочестии. Последнее качество слабо знакомо даже старшему поколению: о таком не рассказывали в советской школе.

Между тем слишком многое в жизни (житии?) Александра Васильевича было поистине удивительным. Так, взятие крепости Измаил в 1790 году силами, которые значительно уступали туркам, лорд Байрон в поэме «Дон Жуан» назвал «чудом». Или знаменитый переход Суворова через Альпы, многие перевалы которых труднопроходимы до сих пор для альпинистов со снаряжением. А тогда, в 1799-м, с лошадьми, в боях — подобное казалось невероятным даже для суворовских чудо-богатырей. Соотношение сил в баталиях, которые выигрывал полководец, доходило до 1:70 не в нашу пользу! Не зря современники верили в небесную помощь военачальнику, некоторые и ангела рядом с ним порой зрели. «Мы русские — с нами Бог!» — таков был девиз Суворова, человека, который ни одно дело не начинал без молитвы, солдат любил, как отец, поверженных врагов щадил, мирное население обижать запрещал. Его знаменитый свод правил «Наука побеждать» — не только непревзойденный армейский катехизис, но и система успешного менеджмента и наставление для праведной жизни в мирное время, о чем интересно поведали докладчики в Общественной палате. Даже знаменитые «чудачества» полководца напоминают больше христианское юродство с глубоко нравственным смыслом. 

Павел I, присваивая триумфатору Итальянской кампании высшее воинское звание — генералиссимуса, пророчески сказал: «Для других это много, для Суворова — мало. Ему быть ангелом!» Сам же Александр Васильевич в конце земного пути, который желал завершить в монастыре, исповедался так: «Я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; во всю жизнь мою никого не сделал несчастным; ни одного приговора на смертную казнь не подписывал; ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик; при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим...»

Стоит ли обращать внимание на хорошо известные тезисы «гуманистов»: мол, какая же святость может быть у «кровавого» военачальника, тем более подавившего мятежи свободолюбивых поляков и «народных борцов» Емельки Пугачева. Еще одно препятствие — якобы доказанное масонство Суворова. Однако историки давно опровергли эту басню. Что же остается? Не хватает народного почитания как святого, нет чудес на могиле? А много ли мы об этом знаем?

Несомненно, не может быть решающим частное мнение даже такого уважаемого пастыря, как протоиерей Димитрий Смирнов. Он как-то назвал идею канонизировать Суворова «нашим русским чудачеством», дескать, у национального гения и так историческая светская слава велика, зачем еще приписывать ему святость? Из числа священства у отца Димитрия есть и сторонники, и убежденные противники, хотя канонизация, конечно, не решается большинством голосов и суммированием заслуг. Прославляет в конечном счете Бог, и торопиться тут некуда. Отдельные русские святые по нескольку веков ждали...


Фото на анонсе:Сергей Пятаков/РИА Новости

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (5)

  • alt

    Волков 15.06.2017 15:14:32

    Культура:
    «…Несомненно, не может быть решающим частное мнение даже такого уважаемого пастыря, как протоиерей Димитрий Смирнов. Он как-то назвал идею канонизировать Суворова «нашим русским чудачеством», дескать, у национального гения и так историческая светская слава велика, зачем еще приписывать ему святость?»
    __________________________________________

    А это как на проблему взглянуть… Тот же протоиерей Димитрий Смирнов однажды сказал, что в России надобно заново проповедовать Христа - или не таково реальное положение «дел»? Так что же считать первоочередной задачей и чем в действительности необходимо заниматься?

  • alt

    Александр 16.06.2017 08:53:19

    Совершенно согласен с вами. Вот статья http://www.litrossia.ru/item/10017-okatolichennye-razrushite
    Очень жаль, что эта информация (пусть с огрехами, которые вообще свойственны нашей публицистике - например мантия выпускника Оксфорда названа мантией католического кардинала) публикуется в настолько малотиражной газете. Что, собственно делает честь ее редакции. Но как я ждал чего-то подобного от редакции давно любимой мною "Культуры"...
    Надежда на это еще есть. Не зряшная ли?

    Будет ли "Культура" защищать духовное пространство русской (подчеркиваю - РУССКОЙ) Евразии? Или так и будет тащиться в унылом русле происходящего на наших глазах разрушения церкви, духа Православного?

    Да, вы верно отметили этот факт - в России нужно заново проповедовать Христа.

    Олегович

  • alt

    Александр 15.06.2017 20:17:28

    Ну, беда...

    Святой - это человек прославленный Господом нашим. Не людьми, не голосованием - а Господом. В Псковопечерских пещерах и сейчас есть нетленные мощи явно святых подвижников, возле которых и чудеса происходят. Но имя этих людей Господу ведомо, а мы этих имен не знаем.

    Ну беда... Этак скоро докатимся до того, что бы папу будущего ребенка выбирать общественным голосованием.
    Это конечно вполне по европейски толерантно...

    Но биологию сие голосование не отменит.

    Ешкин кот... И на первой странице вашей газеты вы себя позиционируете, как "духовное пространство русской Евразии"

    А ведь чисто католическая традиция - назначать "святыми" угодных политической конънктуре. И разжаловать из святых (деканонизировать) неугодных...

    Т.е. это реальная позиция обновленной после ухода Ямпольской газеты - латинизация, окотоличевание русского духовного пространства?

    Я не против (кто я такой, что бы быть против?) канонизации Александра Васильевича... Но только при одном маленьком таком условие - его святым должен явно прославить Господь. А не мы, не люди.

    Признание святости - это не получение членского билета по голосованию большинством присутствующих. Это же из азов Православия.

    Олегович
  • alt

    Волков 21.06.2017 06:44:59

    Александр:
    «Признание святости - это не получение членского билета по голосованию большинством присутствующих…»
    ________________________________________

    Как там, у Владимира Высоцкого в «Песне студентов-археологов» «сказывается»: «…Я, говорил, жену найду такую – от зависти заплачете навзрыд. Он все углы облазил - в Европе был и в Азии, и вскоре раскопал свой идеал, но идеал связать не мог в археологии двух строк - и Федя его снова….? А чего доброго можно «ожидать» от нынешней «девальвация» мысли «замешанной» на подражательстве - того же, например, «обнаучивания» Слова Божьего? Ведь что получается - «начинают», на «первый взгляд», с мыслей-намерений приемлемых, а когда дело доходит до выводов-реализации, то… «Речь не идет о том, чтобы с точки зрения науки доказать или опровергнуть положения христианской веры. Речь идет о том, чтобы осмыслить веру на современном интеллектуальном уровне... ..Все написанное выше кажется довольно банальным, тем не менее есть люди, которые не понимают банальных вещей, и приходится объяснять то, что в Европе ясно всем» - утверждает один из сооснователей проекта «Диссернет»… А если опираться на факты – то что «богатой» теологической «традицией» Европе ясно-то? Вот «откровение» корреспонденту портала «Православие» благочинного православных приходов западного обряда в Великобритании», богослова и литургиста аббата Майкла (Вуда), священника Русской Зарубежной Церкви Московского Патриархата (РПЦЗ):
    «К сожалению, правда заключается в том, что многие европейцы живут уже в постхристианском мире, поэтому ничего не знают о христианском учении. И как донести до них свет веры – неизвестно. Этих людей сейчас подавляющее большинство, и мы должны разработать такие средства, чтобы и они могли быть просвещены…» Однако, примечательная «деталь» - обращая взор-надежду на Московский патриархат, аббат делает следующий «акцент»: Москва в европейские страны должна принести именно европейское христианство, а не византизм... Возникает вопрос - а где взять-то «его» в России? Разве, что взрастить через «введение» теологии как научной «дисциплины» с неизбежностью потери-переформатирования Православия в коем и только в нем человеку может открыться полнота Истины? И процесс такой деформации, а то и откровенной профанации в рамках Болонской системы образования «запущен»… Из материала презентации "Трансформация системы духовного образования" сайта Учебного комитета Русской Православной Церкви:
    "В рамках бакалаврской программы студенты достигают результатов обучения по следующим параметрам: ‣знания ‣умения ‣компетенции" . Достигнутые результаты обучения необходимы для: ‣пастырского ‣религиозно-просветительского ‣диаконического служений в Православной Церкви".
    Результаты обучения:
    прочные нравственные устои ‣навык к богослужениям и молитве ‣рассудительность в вопросах духовной жизни".
    -------------------------------------------
    «Классно» – да? Всего-то, оказывается и надо для обретения рассудительности в вопросах духовной жизни как «пройти» бакалаврат? «Пирожки-пончики» на потоке? Получается, что магистратура должна «выпекать» как минимум - апостолов-праведников, а Общецерковная аспирантура и докторантура - исключительно святых?

  • alt

    Волков 21.06.2017 10:42:47

    Александр:
    Да, вы верно отметили этот факт - в России нужно заново проповедовать Христа….


    Ну, беда...
    _____________________________

    Самые, что ни на есть натуральные «ножницы»! Начни проповедовать смысл – придется «меняться» - не стекляшками-бусами, разумеется… С другой стороны – «докопаться» еще необходимо до того - как «надо» именно сегодня – зря, что ли Витек Акашин из таежной деревни Щимоти кубик Рубика «накручивал» проговаривая - ищу культурный код эпохи? У нас же на сегодня какой в основе метод-способ «в ходу»? Навальный! Достигнем, мол, критической массы воцерковленных и… тогда необратимо скопом всей страной в Рай? Не получится! Духовные законы во Врата пустят – не откроются без владения «наукой» побеждать - грехи, конечно. А прежде – выявлять. И в этой «параллели», получается, что Александр Васильевич Суворов тоже актуален как никогда?
    И опять же, «свод правил» той самой науки побеждать просто так не появляется – он «обретался» полководцем личным опытом! В контексте духовном происходит то же самое! А когда последнего нет - приходится заниматься «сочинительством» – вменяя ту же «компетенцию» бакалавру духовно «разуметь»?
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть