Школьное «пора»

Михаил БУДАРАГИН, публицист

22.03.2017

Проблемы российской средней школы десятилетиями связывали только с недостатком финансирования. Реформаторам «эффективности» (таким, как экс-министр Дмитрий Ливанов) казалось, что стоит наладить бесперебойную поставку денег, получать грамотную отчетность об их расходовании, и случится благолепие. Если бы. Кое-как выкарабкавшись из финансового кризиса, образование угодило в тяжелейшую поколенческую войну, которая в полной мере проявила себя лишь сегодня, хотя велась уже давно.

Громкий скандал в одной из гимназий Брянской области стал очень важным подтверждением простого факта: все, что раньше удавалось загонять под ковер, теперь лезет наружу. Больше места для пыли нет, и придется делать генеральную уборку. На видео, попавшем в Сеть и быстро набравшем популярность, директор школы отчитывает старшеклассников за интерес к очередному разоблачающему ролику, опубликованному в рамках проекта «Алексей Навальный». Заканчивается долгий и сумбурный диалог о том, что подросткам не положено интересоваться политикой и любить оппозицию, примечательной фразой руководителя образовательного учреждения: «То, что сейчас начинается, называется полемика, и она никому не нужна. Вам сейчас нужно все равно — я вам советую, я не настаиваю, но я советую — прислушаться к тому, что мы сказали, сделать определенные выводы. И я думаю прежде всего о вашем будущем». Если перевести фразу с директорского на человеческий, выйдет приблизительно следующее: «Вы — никто, с вами разговаривать не о чем, будете рот открывать, пожалеете». Пренебрежение, угрозы — конец.

То есть школьники, которые и так сидят со своими смартфонами в интернете круглосуточно, увидели некий ролик, нашли там что-то, отвечающее их — возможно, и ошибочным, но это вопрос второй — представлениям о правде и справедливости, а им в ответ прямым текстом заявили, что за такое они получат по голове. Разумеется, ничего не изменится, и следующее разоблачительное видео ребята посмотрят с куда большим интересом. Это же нельзя — как удержаться-то?

К подросткам на самом деле претензий нет. Старшеклассники и должны быть резкими, злыми, колючими, недоверчивыми, спрашивающими, ставящими все под сомнение. «Блажен, кто смолоду был молод». А вот педагог, которая пытается вставить неловкие реплики, и директор, прямо унижающая детей, явно занимаются не своим делом. Быть может, им нашлось бы место в прокуратуре или МВД, а школа просто не дает развернуться всем имеющимся талантам и дарованиям, вот и приходится стеснять себя рамками. Уверен, с отчетностью и статистикой в гимназии все отлично, и то, что учащиеся вдруг (конечно, не вдруг, это ирония) заинтересовались «не тем», поставило взрослых людей в тупик. Мне видится здесь повод для серьезной тревоги.

Недавно вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что за десять лет в школах создадут 6,5 миллиона новых учебных мест, — хорошая новость, но ни слова о содержании не сказано. Кто будет учить детей? «Старая гвардия», которая считает, что в интернете исключительно зло, ложь и насилие (это не так, просто нужно разбираться и знать, а не сидеть вечером перед телевизором), или славная молодежь, с удовольствием наблюдающая все те же ролики? Ведь новым учителям неоткуда взяться, кроме как прийти из педагогических вузов, где их учат всему на свете, кроме самого главного: как вообще выстраивать общение с человеком, получившим значительную часть своего опыта в виртуальном пространстве?

Я читал учебники по психологии и педагогике, там до сих пор дети «гуляют во дворе», как будто за окном 1962 год. К великому сожалению, заявить: «Не ходите в Сеть, там один вред» — это не решение проблемы. Естественно, школьники пойдут, куда им еще податься?

Авторитет учителя, ранее бывший сильным аргументом, сегодня не может стоять на том, что он «больше знает» или «хорошо преподает». И напрасно говорить, что личный опыт в состоянии научить кого-то чему-то прямо в классе: кто вам сказал, что настоящая, подлинная жизнь детей проходит именно здесь, а не там, в интернете? С чего педагоги это взяли? С того, что они тридцать лет назад мастерили бумажного змея? Тоже мне довод. Вот и стоит учиться общаться не в классе, а за его пределами. Сеть — не ужас-ужас-ужас, она всего лишь заброшена умными взрослыми, отдана на откуп не пойми кому: зачастую проходимцам, жуликам, иностранным агентам.

Сейчас для среднестатистического российского ученика старших классов школа находится в тени, она — скучная обязаловка, где директор нудно рассказывает что-то о любви к Родине. Есть еще время все изменить, но для этого стоит научиться понимать и уважать ту среду, в которой живут дети. Без подобного шага остается и дальше махать кулаками в пустоту.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции