Возвращение «Легенды»

Елена ФЕДОРЕНКО

24.10.2014

На исторической сцене Большого театра стартовала серия премьерных показов возобновленной «Легенды о любви».

Культовый балет Юрия Григоровича исчез из афиши главного театра пять лет назад. Впервые поставленный в Кировском (Мариинском) театре, спектакль почти сразу стал эталонным и надолго поселился на сцене Большого. Позже он украсил репертуар многих хореографических компаний — отечественных и зарубежных. «Легенда о любви» рождена в начале 60-х, когда дружба и братство народов были не назывными, а наполненными жизненными смыслами.

Как вспоминает Григорович: «Истоков у этого балета несколько. После русского «Каменного цветка» Сергея Прокофьева меня увлек Восток — в те годы я с театром впервые побывал в Ливане, Сирии, Египте. Мне показалось, что я не только полюбил Восток, но открыл его фантастические потаенные стороны — совсем не те, что доступны поверхностному восприятию или описаны в литературе. Когда я прочитал у Назыма Хикмета о говорящих деревьях, живых предметах — о сверхъестественных пластах жизни, то почувствовал, насколько все это близко природе балетного театра. Поманила некая тайна. Пьеса Хикмета «Легенда о любви» тогда была чрезвычайно популярна, шла на многих сценах. В работе над спектаклем драматург открывал для себя мир балета и поначалу удивлялся отсутствию общепринятых примет Востока с приторностью, кальянами, фонтанами… Молодого композитора Арифа Меликова порекомендовал его учитель — знаменитый Кара Караев. Ариф наиграл нам несколько музыкальных фрагментов-набросков — они оказались свежими и искренними. Художником стал уважаемый Симон Вирсаладзе, и встреча с ним определила наше со-творчество на три десятилетия вперед. В таком составе мы начали работать над страстной историей о влюбленных, чье счастье зависит от понятия долга. Каждый из героев делает свой выбор. В спектакле — и в Ленинграде, и в Москве — танцевали выдающиеся артисты, хотя тогда все были очень молоды и о будущей своей звездной судьбе в балете ничего не знали. С этой работой связано счастливое творческое время».

На «Легенде...» без малого полвека воспитывались блистательные танцовщики. Многие артисты, воспринимавшие этот балет как своеобразную школу постижения мастерства, мечтали исполнить три фантастических адажио. В возобновленном спектакле занято новое поколение: Светлана Захарова, Анна Никулина, Денис Родькин, Виталий Биктимиров. Но смогут ли они сделать актуальной идею борьбы между чувством и долгом, объяснить, почему славный художник Ферхад отказывается от счастья с любимой Ширин? Подобно Прометею, он совершает свой подвиг во имя народа: пробивает для изнуренных жаждой сограждан скалу, закрывающую путь к воде. Удастся ли современным артистам доказать, что тема жертвенности не знает границ и актуальна в любое время, рассказать, почему царица Мехменэ Бану готова отдать свою красоту ради спасения жизни младшей сестры? Как все получится — об этом в следующем номере газеты.