Раду Поклитару: «В Большом будет лучший «Гамлет» в мире»

Елена ФЕДОРЕНКО

03.07.2014

5 и 6 июля на сцене РАМТа в программе «Летних балетных сезонов» выступит «Киев модерн-балет» — авторский театр Раду Поклитару. Гости покажут оригинальную современную версию «Лебединого озера».

Сегодня Поклитару — один из самых востребованных хореографов. Автора композиции «Первый бал Наташи Ростовой» на церемонии открытия сочинской зимней Олимпиады ждет Большой театр, где вместе с Декланом Доннелланом он приступает к репетициям балета «Гамлет» на музыку Дмитрия Шостаковича. 

культура: Год назад Вы говорили нашей газете о возможном роспуске «Киев модерн-балета». 
Поклитару: Действительно, после премьеры «Лебединого озера» у меня возникло такое желание, потому что из 21 танцовщика девять человек покинули театр. Но прошло лето, я отдохнул, разобрался с собственными чувствами и понял, что распустить труппу — самое простое. И объявил большой всеукраинский кастинг. В сентябре собралось невероятное количество людей, из них я выбрал новых артистов. Весь нынешний сезон ушел на восстановление репертуара. Могу сказать честно, было очень тяжело, но тем не менее мы это сделали, ребята работают замечательно, труппа ни в коем случае не стала хуже, а в некоторых аспектах — даже лучше. 

культура: Тогда же Вы говорили, что зарплата в муниципальном театре несоизмерима с прожиточным минимумом в Киеве, это и послужило причиной ухода артистов «первого призыва». Удалось ли решить проблему и изменить статус театра с муниципального на национальный? 
Поклитару: К сожалению, нет. Коллектив по-прежнему входит в состав Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества (КМАТОБ), хотя я и ушел с должности худрука.  

культура: Несмотря на события на Украине, Ваша труппа продолжает работать. С сожалением узнала, что в Донецке балет отпущен в незапланированный отпуск за свой счет...
Поклитару: Неужели? Кто Вам сказал?

культура: Вадим Писарев — художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета имени Соловьяненко. 
Поклитару: Думаю, роспуска театра удастся избежать. К слову, могу похвастаться: «Киев модерн-балет» 9 и 10 мая выступал со спектаклем «Лебединое озеро» в Донецке как раз по приглашению Вадима Писарева. 

культура: А как сейчас дела в Киеве?
Поклитару: В Киеве спокойно. Правда, финансовый кризис жутчайший — падение гривны, страна находится в состоянии войны. Но я надеюсь, что все будет хорошо. Мы работаем и даже выпустили очередную премьеру. 

культура: Что за премьера?
Поклитару: В первом отделении — спектакль ведущего солиста нашей труппы Алексея Бусько. Его «Видение розы» на музыку Александра Родина — авторская реплика, ничего общего не имеющая с первоисточником («Видение розы» — балет Михаила Фокина на музыку Вебера. — «Культура»). Во втором отделении — уже в моей постановке трагикомический балет «Женщины в ре миноре» на музыку Иоганна Себастьяна Баха. В 2000-м я уже обращался к этому сюжету, но моя новая работа разительно отличается от того спектакля. Специально не стал пересматривать видеозапись, потому что в этом нет никакого смысла — я сильно изменился за прошедшие 14 лет. 

культура: Вашему «Лебединому озеру» уже год. Почему именно его решили привезти в Москву?
Поклитару: «Летние балетные сезоны» — достаточно коммерциализированное мероприятие. Несмотря на то что их организаторы открыты экспериментам, мы решили не рисковать. «Лебединое озеро» — самое кассовое название и последний по времени гранд-спектакль из мною сделанных. «Женщины в ре миноре» — одноактовка, да и на момент подписания контракта ее еще не было. 

культура: О чем Ваше «Лебединое озеро»? Какой месседж отправляли?
Поклитару: Не люблю рассказывать про свои спектакли. Месседж? Проживать жизнь другого человека, быть в чужой шкуре — это невероятная трагедия.

культура: Наверняка кто-то недоволен тем, что Вы замахиваетесь на «Лебединое» — «наше всё»?
Поклитару: У меня ужасающий характер, и, наверное, это неправильно, но я равнодушно отношусь как к критике, так и к похвале. Важно — нравится мне самому или нет. Мне — нравится. Честная работа, без конъюнктуры, это авторский текст — и по сюжету, и по хореографии.

культура: Вы человек веселый. Наверняка в спектакле присутствует элемент пародии.
Поклитару: Специально мы ничего не пародировали, но когда начинается танец маленьких лебедей, то музыка вызывает массу ассоциаций у публики, она смеется и хлопает. Более того, не считаю танец маленьких лебедей пиком наследия Чайковского. Остальная музыка в «Лебедином» просто гениальна. Я полностью пересмотрел всю партитуру, вернул фрагменты, которые не используются в канонических редакциях. Конечно, много сокращений, что понятно: кто сейчас ставит четырехактные балеты? Наш спектакль двухактный: 50 минут — первый акт, и полчаса — второй.

культура: Говорят, что Иван Васильев, освободивший время для репетиций «Гамлета» в Большом театре, роли в спектакле не получил. Почему?
Поклитару: Решение принималось не мной единолично, мы работаем замечательной командой: Деклан Доннеллан, Николас Ормерод и я. Задумали очень специфический спектакль, он требует невероятно точного, филигранного подбора актеров. Каждая кандидатура, в том числе и Ивана, тщательно взвешивалась, обдумывалась, проверялась. Обещаю — у нас будет лучший «Гамлет» в мире.

культура: Помимо «Гамлета» есть планы?
Поклитару: Да, и они тоже связаны с Россией. Много интересных задумок для «Киев модерн-балета». Работы очень много, я даже переживаю, что в июле — традиционном месяце отпусков — у меня нет ни одного свободного дня. Зато есть 15 авиационных перелетов — в Москву и обратно.