В объятиях Бенуа

Елена ФЕДОРЕНКО

14.06.2018

На Исторической сцене Большого театра завершился фестиваль «Бенуа де ла данс» (Benois de la danse).

Вечера «Бенуа», проходящие 26-й раз, не потеряли жизнеспособности, как и не изменили программным принципам. По условиям конкурса жюри меняется ежегодно, бессменным остается только председатель — легендарный Юрий Григорович. Каждый арбитр представляет своих претендентов, с их точки зрения, лучших — по трем постоянным номинациям: «Хореограф», «Танцовщица», «Танцовщик»; иногда отмечаются работы композиторов, сценографов, либреттистов.

Танцы выдвиженцев судьи смотрят по видеозаписям. Накануне авторитетные профессионалы собираются в Москве и в ночь перед открытием фестиваля в ситуации абсолютной секретности определяют, кто станет лауреатом и удостоится заветной статуэтки авторства Игоря Устинова, потомка династии Бенуа. Дипломы (что тоже очень почетно) получают все соискатели. Церемония награждения открывает гала нынешних номинантов, второй вечер танцуют лауреаты прошлых лет. Деньги от благотворительных концертов идут на помощь балетным ветеранам и передаются им из рук в руки. Вердикт на сей раз выносили первые лица знаменитых балетных театров — Италии, Швеции, Великобритании, России, Австралии, Бразилии и директор Фестиваля Холланд-Данс. Пасьянс наград разложился странновато. Четыре из семи присужденных премий получили создатели балета «Нуреев»: композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, исполнитель титульной партии Владислав Лантратов и Кирилл Серебренников в качестве сценографа.

Строго говоря, до такого беспрецедентного решения этот мультижанровый спектакль не дотягивает по художественному уровню. Думаю, жюри не провоцировало демонстративный протест, скорее, их возбудила сама ситуация ажиотажа с привкусом явно раздутого скандала.

Зрители же приветствовали получавших статуэтки авторов «Нуреева» так же радостно, как и всех остальных лауреатов. Видимо, мнение судий не было единогласным, потому что в двух постоянных номинациях приз разделили. Вторым лучшим хореографом стала неизвестная Дебора Колкер, сочинившая в собственной бразильской труппе спектакль «Собака без перьев», — видеофрагмент пугал мощью борьбы мрачных одичавших людей с неуправляемыми силами стихии. Вторую статуэтку как лучший танцовщик получил стабильный и ловкий Исаак Эрнандес из Английского национального балета, весьма скромно отрекомендовавший беззаботного заводилу Базиля («Дон Кихот»). Достойно исполнила вариацию из «Изумрудов» Джорджа Баланчина победитель в женской номинации — трогательная и легкая Сэ Ын Пак, юная этуаль Парижской оперы.

В отдельную тему первого вечера сложились три интересных мужских дуэта. Острые, мелкие судорожные движения, составляющие вольный стиль хореографа Марко Гекке, гипнотически передавали танцовщики Нидерландского театра танца – II Мигель де Карвалью и Гвидо Дутиль в «Полночной раге», оказавшейся на перекрестке традиционных индийских мелодий и европейского музыкального авангарда. Фрагмент «Нуреева» с большим чувством исполнили солисты Большого Владислав Лантратов и Денис Савин. Мотив расставания — и в невеселом номере «Вдвоем и только» в постановке Вюбке Кандершма, который с доброй самоиронией представили Марайн Радемакер и Тимоти ван Паукке из Национального балета Нидерландов.

Открытие «Бенуа» — Даниэль Камарго, уроженец Бразилии, сотрудничающий с разными европейскими труппами. Кудрявый юноша удивил возвышенными манерами, мягким прыжком, совершенным чувством позы, красивыми ногами. Учился он в Европе у знаменитого русского педагога Петра Пестова, его соотечественница Аманда Гомес — гордость школы Большого театра в далеком бразильском Жоинвиле. Сейчас она — прима Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Ее плачущие па-де-бурре поразили в выразительном монологе гордой Эсмеральды. В современном балетном мире давно уже границы не обозначены: в российских театрах немало иностранцев, выпускники русских школ украшают многие труппы планеты.

Есть у «Бенуа» еще два знака отличия. Мировой звезде Наталье Макаровой присуждена награда «За жизнь в искусстве». Балерина обещает приехать за статуэткой в следующем году. Приз «Бенуа — Мясин. Москва — Позитано» появился несколько лет назад, его судьбу решают представители двух фестивалей: «Бенуа де ла данс» и «Позитано имени Леонида Мясина». Эта награда отправится в Сан-Франциско, где сложилась блистательная карьера воспитанницы Московской академии хореографии Марии Кочетковой. Она танцевала оба вечера, как и ее однокашница Полина Семионова, работающая в Берлине. Этуали показали отличную выучку, внимание к мелочам, шарм и грацию.

Второй концерт назывался «Петипа посвящается! Классика глазами современных хореографов». Их фантазию вдохновляли не только сохраненные сокровища гения, но и темы, привлекавшие его внимание. Когда-то, еще будучи артистом, Петипа ставил «Фауста». Эстафету подхватил Иван Васильев, предъявив наивное трио в духе образцов, нацеленных на иллюстративность. Ксения Зверева в своем сочинении «Па де Петипа» попыталась заглянуть в творческую лабораторию времен создания «Лебединого озера». Беспокойная Одетта петербурженки Оксаны Скорик обращалась не к принцу Зигфриду, а к господину с тростью, которому, видимо, отводился собирательный образ творца. Вихрем в роскошном плаще и без всяких претензий пролетела черной тенью Карабос из «Спящей красавицы» Марсии Хайде в исполнении корейца Чжэу Ли. Вариацию подхватила Сюита добрых фей в хореографии Дрю Джекоби из Королевского балета Фландрии. Она сама в купальнике и шапочке, напоминая пловчиху на старте, предстала в образах всех волшебниц. Ее напор вызывал тревогу за наследницу Аврору — малышку хотелось оградить от роковых, напористых пожеланий крупной харизматичной чародейки. 

Заинтересовал фрагмент из «Щелкунчика» Сиди Ларби Шеркауи, парижского спектакля, соединившего фантазии на темы балетной сказки и оперы «Иоланта». Прима «Ковент-Гарден» Наталья Осипова, умеющая передавать тончайшие оттенки чувств, получила благодатный материал: миражи рассеивались, и счастливый дуэт (партнер Джейсон Киттельбергер) постепенно оборачивался беспомощным одиночеством. Еще одну печальную историю гордой и независимой Кармен в постановке Виктора Ульяте представила блистательная утонченная испанка Люсия Лакарра. Молодой Петипа вывел на подмостки героев новеллы Мериме еще в Мадриде, из которого вынужден был бежать из-за любовных интриг.

Не обошелся концерт без фрагментов живого наследия классика. Мария Кочеткова и премьер Большого Руслан Скворцов так элегантно и свежо станцевали па-де-де из «Спящей красавицы», словно его сочинили специально для них. Евгения Образцова и Давид Мотта Соарес дуэт из «Жизели» провели трепетно и проникновенно. Взорвали зал высоченные прыжки Бога ветра («Талисман») темнокожего Бруклина Мака из Вашингтонского балета. Финал фестиваля выручила Анжелина Воронцова, заменившая ранее объявленную солистку. Петербургская гостья вместе с благородным красавцем Денисом Родькиным и артистами Большого завершили парадный марафон.


Фото на анонсе: Михаил Логвинов