Ищу принцессу без вредных привычек

04.12.2013

Елена ФЕДОРЕНКО

Фото: Марина МихайловаВ Детском музыкальном театре имени Наталии Сац проверили, настоящая ли наследница постучала в ворота королевского дворца.

«Принцесса на горошине» — балет по сказке Андерсена. Сказка — всего-то полстраницы текста, увенчанного добрым финалом, что у датского поэта случалось далеко не всегда. В ореоле одиночества он считал себя неудачником, «гадким утенком», часто хандрил и впадал в депрессии. Но из сумеречных своих настроений черпал сюжеты, по большей части — грустные. Сгорают Стойкий оловянный солдатик и его возлюбленная, Русалочка превращается в морскую пену, а в одной из сказок и вовсе непроглядная жуть: «Пивовар умер, умерла и его тетка, умер и студент, чье творчество превратилось в мусор. Все превращается в мусор». 

Балетная история в Театре имени Сац родилась из пары фраз: «Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то: принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать, всегда с ними было что-то не в порядке». Дописали сказку две дамы — хореограф Елена Барышникова и художница Анна Нежная. И увели ее далеко-далеко. Принц отправляется на поиски невесты, попадая по пути в разные царства — теней, обжор, плакс, легкомыслия, ночи. Каких только принцесс наследник ни встречает: барышни-привидения, пышнотелые чревоугодницы, плачущие друиды, дремлющие лентяйки, беззаботные ветреницы, агрессивные валькирии, а между встречами наваждением является «вечная невеста». Все сотканы из недостатков. 

Фото: Марина Михайлова

Звучит музыка композиторов итальянского барокко Антонио Вивальди и Арканджело Корелли с их причудливыми и высокопарными курантами, сарабандами, гавотами и менуэтами. Но для спектакля, особенно детского, музыкальная палитра достаточно однообразна и лишена огня. Мелодии в прекрасном аутентичном исполнении воспроизводятся фонограммой. Видимо, театр решил не рисковать: барочная музыка — слишком крепкий орешек для театрального симфонического оркестра. Жаль, ведь для юных театралов в живом звуке и даже в присутствии самих музыкантов в оркестровой яме заключено особое очарование.

Балет получился бенефисом художницы. Идея поместить действие в сказочную Венецию зажгла фантазию Анны Нежной. На сцене и карта Венеции, и гладь моря, и качающаяся на волнах гондола, и, конечно, образы всех упомянутых царств. В королевском палаццо небывалое ложе возводят из «двадцати тюфяков и двадцати перин из гагачьего пуха», чтобы проверить, почувствует ли принцесса горошину.

 «Эта работа для меня подарок судьбы, — рассказывает сценограф и автор костюмов. — Сначала спектакль готовился для Малой сцены, потом решили развернуться на основной. Я апробировала метод фотопечати на ткани. Он позволяет достаточно точно воспроизводить эскизы не только в декорациях, но и в предметах интерьера, и в материалах для костюмов». Наряды действительно красивы и причудливы: роскошные камзолы придворных, расписные туалеты Короля (Дмитрий Круглов) и Королевы (Юлия Селиванова) детвора рассматривает с пытливым интересом. На выход же скромной озябшей принцессы (Валерия Гусева) зал откликается, как по команде, восторженным восклицанием. Наивная и простодушная, она никак не может устроиться на мягких матрасах, под которыми притаилась горошина, зато крепко засыпает на голом полу.

Фото: Марина Михайлова

 Конечно, Принц (Ярослав Иванов) сразу понимает, что такой нежной может быть только настоящая принцесса. На бал по случаю бракосочетания зовут всех несостоявшихся невест, но к развязке юная аудитория заметно устает и почти не следит за происходящим. Новый балет по преимуществу повествователен и иллюстративен, а такие спектакли быстро превращаются в усталые утренники. Хореография составлена из проверенного набора классических па, она тоже ровная, без взлетов и падений, пускай и удобная для танцовщиков (премьеру они провели с большим энтузиазмом). 

Танцы понятны, что неудивительно: Елена Барышникова — автор c долгим опытом работы с детьми. А еще она художник патетический, ни на минуту не забывающий о том, что истории должны быть правильными и нравоучительными. Из забавного — венецианская гондола, в нее превратился стручок, из которого высыпались смешные живые горошины. Они сопровождают странствующего в поисках невесты Принца, но любовь сама постучится в дверь. Сказка ведь… 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть