Танцы вокруг Толстого

Елена ФЕДОРЕНКО

25.04.2018

Вручены награды XV юбилейного конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, который проходит в Перми раз в два года.

Первый «Арабеск» состоялся тридцать лет назад. Успех любого хореографического смотра зависит от главного лица. У пермского их два — легендарный дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Имя великой балерины теперь присвоено «Арабеску».

Юбилейное соревнование собрало более 200 соискателей из 16 стран (помимо бывших республик СССР, на дягилевскую землю приехали юные таланты из Германии, Ирландии, Бразилии, Израиля, Монголии, Республики Корея, Японии) и 19 городов России. Просмотреть такое огромное количество участников — нешуточное испытание для жюри, возглавляемого художественным руководителем конкурса Владимиром Васильевым. Город на Каме гордится своим «Арабеском», который взят под патронат ЮНЕСКО, и неудивительно, что показы проходят при шумной поддержке зрителей, призовой фонд включает немало поощрений от местных организаций. Еще «Арабеск» славится своим демократичным нравом и просветительской миссией.

Открытие «Арабеска» — неизменный сюрприз от Владимира Васильева. На сей раз худрук срифмовал имена двух гениев: Мариуса Петипа (его 200-летию конкурс посвящен) и Льва Толстого, который, как известно, балет недолюбливал. Васильев, одержимый танцем осмысленным, несколько лет назад основал свою передвижную мастерскую, где молодые хореографы получают задание по пластическому освоению образов большой литературы. Публика разных городов уже видела опусы по Андрею Платонову, Виктору Астафьеву, Василию Шукшину, Николаю Гоголю. Теперь — проза Толстого. Рассказ автора идеи любопытен: «Петипа и Толстой — современники и долгожители. У них разница в возрасте всего десять лет. Оба творили в России второй половины XIX века и ушли из жизни в один год. Похороны Толстого собрали тысячи человек, а за гробом Петипа шли всего несколько его товарищей».

Шесть хореографов представили небольшие эскизы по тем толстовским произведениям, что еще не появлялись на балетной сцене. Алексей Расторгуев в «После бала» порассуждал о том, как случай может повлиять на судьбу. Душевные переживания героев повестей «Хозяин и работник» и «Крейцерова соната» увлекли Константина Кейхеля и Дмитрия Антипова. Морок вечных вопросов, сомнений и страхов — в «Записках сумасшедшего» Александра Могилева. Юлия Бачева занялась причинами разрушения личности в зарисовке по позднему «Дьяволу». «Севастопольские рассказы» вдохновили Павла Глухова, его «Молох» с одинокой повозкой, алой зарей и мальчишками, брошенными в военное пекло, запомнится надолго.

В первом отделении правил бал Петипа, представленный хозяевами — учениками Пермской балетной школы, артистами театра и лауреатами предыдущих состязаний в городе на Каме. Шквал аплодисментов достался нежному дуэту Инны Билаш и Никиты Четверикова и Ренате Шакировой и Кимину Киму, обладателю Гран-при конкурса 2012 года.

Конечно, главная задача конкурса — открывать артистические таланты. Но, помимо прямого сюжета, есть и иной, более глубинный: смотр показывает, куда движется искусство балета. Среди главных тенденций — крепкое освоение высокой техники и поиски индивидуальностей. Уровень профессионализма стал заметно выше, а вот раскрытие актерских дарований для большинства — дело будущего. Звездных взлетов не случилось, потому и Гран-при остался невостребованным.

Конкурс проводится в двух группах — младшей и старшей, у каждой — свой комплект медалей. Две женские золотые награды отправились в Корею: обе воспитанницы Сеульской школы Ким Ю Чин и Сон Чон Ын танцевали естественно и стабильно. Первую мужскую премию разыграли россияне. Никита Ксенофонтов из сибирского НОВАТа подкупил стихией перевоплощений и экспрессией пластики, ему же достался приз зрительских симпатий. Хорошо выступил второй золотой лауреат Кирилл Макурин, он же получил премию за исполнение современной хореографии.

Команда пермских юношей оказалась многообещающей. Ученики Данила Хамзин («золото» среди юниоров), его брат-близнец Алексей Хамзин («серебро»), дипломанты Иван Суродеев и Вячеслав Спильчевский — радовали выучкой, азартным танцем, темпераментом и хорошими манерами. Среди девушек, осваивающих хореографические премудрости в пермском училище, монголка Рэнцэндорж Булган (юниорское «серебро») запомнилась легким полетным прыжком и удлиненными линиями.

Особая статья, начатая прошлыми «Арабесками», — бразильцы на пермской арене состязаний. Молодая балетная школа Большого театра в городке Жоинвиль готовит отличных выпускников. С трепетным экзотическим удивлением высокие и статные бразильцы познают мир классического танца и отнюдь не робко с ним себя соотносят. Изящный артистизм отличал образы медалистов Майтэ Нунэс и Маркоса Яго, дипломантов Луанны Гондим и Габриэля Лопеса. Их имена стоит запомнить — они скоро появятся на афишах российских театров, ребята уже получили приглашения от нескольких трупп. Поразительно, что именно бразильский дуэт отметили призом «За лучшее исполнение номера на музыку Петра Чайковского».

Не только бразильские питомцы, но и японцы, и корейцы мечтают о работе в России. 13-летней Хомаре Каваи придется несколько лет подождать, но уже сегодня арбитры отметили ее безошибочную технику и взрослую серьезность, она честно заработала свою бронзовую медаль.

Обратили на себя особое внимание две пары. Челябинские солисты Виктория Дедюлькина («серебро») с феерическим вращением и бисерными па легких ног и Валерий Целищев, названный лучшим партнером, не участвовавшим в конкурсе. Непритворные тонкие отношения выстраивали в танце молодые лидеры Уфимского балета Софья Гаврюшина и Рустам Исхаков (оба завоевали «бронзу»). Серебряный призер Юрий Выборнов, солист Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко, танцевал с юной Екатериной Клявлиной из школы «Гжель». Отметим, что питомцы альтернативных негосударственных школ проявляют культуру, стиль, грамотную основу. Они перестали считать себя аутсайдерами и танцуют смело, ярко, на равных со всеми. Это и изящная дипломантка Мария Полунина из московской «Армиды», и с хорошей культурой ученики Иерусалимской школы имени Нины Тимофеевой, где дело знаменитой матери — примы-балерины Большого театра его «золотого века», — продолжает ее дочь Надежда Тимофеева.  

Соревнование в современной хореографии на «Арабеске» дано отдельно, поощряются не только постановщики, но и исполнители. В этом конкурсе-спутнике произошел перелом. Ушли в прошлое недавние времена, когда соискатели невнятно объяснялись на языке contemporary dance. Его уже достойно освоили, но, увы, пока не все поняли, что он способен выразить не только босоногие терзания и страдания с голым торсом и заламыванием рук. Один из номеров назывался «Нечего сказать», и этот честный слоган можно применить ко многим опусам. Такие живые, милые, улыбчивые в закулисной жизни юные творцы в своих сочинениях теряют остроумие и наблюдательность, подчас им просто не хватает дерзости открывать новое. Задача, конечно, сложная: за четыре минуты создать вселенную человека, наполнить ее атмосферой, выстроить конфликт, выразить характеры, охватить пространство. Но без этого и не стоит браться за хореографию.

Лауреатами балетмейстерского конкурса стали Алексей Расторгуев за мужской дуэт «Vis-a-vis» и не лишенный кокетливого юмора диалог «Мой милый Сердан» под Эдит Пиаф — вольная фантазия на тему любви боксера и певицы; Мария Маркунина — за надменный, вспыльчивый и трагический монолог «Иуда Искариот». Выдержал конкуренцию нежный рассказ Саръяна Сулейманова «Не покидай меня» — о том, какова ценность простой жизни, где дышит любовь.

Отдельная группа номеров — танцы под песни. Соблазна иллюстративности счастливо избежал Константин Матулевский в номере «Выйду ночью в поле с конем» на композицию Игоря Матвиенко. Елизавета Чернова отмечена жюри прессы за лукавую и простодушную зарисовку под музыку Вивальди «Королевская двойня». Среди любопытных опытов — номера пермячки Арины Панфиловой, москвички Софьи Гайдуковой и челябинский десант молодых хореографов, где лидировали Денис Чернышов и Татьяна Крицкая.

Все десять дней творческая жизнь в замечательном театре на берегах Камы кипела, любые проблемы решались быстро и четко — команда конкурса под руководством директора Елены Завершинской работала оперативно, точно, доброжелательно и талантливо. В это же время в Пермской художественной галерее экспонировалась выставка живописи под названием «Танцующая кисть Владимира Васильева», посвященная 60-летию творческой деятельности мастера. В акварелях, печальных и радостных, нет ни отчаяния, ни слез. Такой неведомый талант у гения танца — находить прекрасное в окружающей жизни, радоваться тому, что имеешь, и неброский ландшафт наполнять волшебным счастьем.


Фото на анонсе: Юрий Чернов